Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Толстого Л. Н.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Роман-эпопея Л. Толстого «Война и мир» создавался в 1860-е годы, когда в современном обществе шли споры не только о дальнейших путях развития России, но и о роли женщины в семейной и социальной жизни.

Важную роль в романе играют женские образы, которые, как и образы других героев, делятся на статичные и развивающиеся.

В романе Толстого «Война и мир» одной из главных героинь являет­ся Наташа Ростова. В ней автор воплотил, по его мнению, идеал женщи­ны-матери. Автор рисует Наташу в развитии, он прослеживает ее жизнь на протяжении длительного времени. С годами меняются ощущения и мировосприятие героини.

Впервые в романе она появляется тринадцатилетней девочкой, «чер­ноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая». Подчеркивая внешнюю непривлекательность своей героини, Толстой утверждает, что гораздо важ­нее красота души, внутренний потенциал; одаренность, способность к по­ниманию, чуткость, тонкая интуиция. Простота, естественность и одухот­воренность Наташи побеждают ум и хорошие манеры.

Толстой противопоставляет живую, энергичную, всегда неожиданную Наташу холодной Элен, светской женщине, живущей по заведенным пра­вилам, никогда не совершающей необдуманных поступков. Элен, в отли­чие от Наташи, никогда бы не позволила бы себе при Марье Дмитриевне, которую все боятся, спросить через весь стол, какое пирожное будет сегод­ня на ужин.

Элен - порождение общества, в котором Наташа появляется лишь однажды. Она не испорчена его условностями и предрассудками и живет лишь по тем законам, которые диктует ей сердце, сохраняя жизнерадост­ность, естественность и непосредственность.

С возрастом в Наташе возникает желание быть в центре внимания, вызывать всеобщее восхищение. Наташа любит себя и считает, что все также должны ее любить; хотя героине и присущ эгоизм, это эгоизм еще искренне-детский, свойственный личности несформировавшейся. Она лю­бит думать о себе от третьего лица и сама о себе замечает: «Что за прелесть эта Наташа!» И все действительно восхищаются ею, любят ее. Наташа одним впечатлением определяет общественное поведение, зас­тавляет по-новому видеть вещи.

Наташа принадлежит к тем персонажам, которые живут «умом серд­ца». Об уме же героини судить сложно. Пьер говорит, что Наташа «не удостаивает быть умной». Ее предназначение состоит в другом: она ока­зывает влияние на нравственную жизнь других героев, обновляя и воз­рождая их к жизни. Разрешая каждым своим поступком сложные воп­росы, Наташа как бы сама олицетворяет ответ на вопрос, который так долго и мучительно ищут Андрей Болконский и Пьер Везухов. У самой же героини нет склонности оценивать и анализировать поступки и явле­ния. В этом смысле она обладает собственным, прямым знанием ценнос­тей жизни.

Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновля­ет людей, делает их лучше, добрее, возвращает им любовь к жизни. На­пример, когда Николай Ростов проигрывает Долохову в карты и возвра­щается домой раздраженный, не ощущающий радости жизни, он слышит пение Наташи и с этим умиротворяющим голосом забывает свою неуда­чу. В этот же момент Николай чувствует, что сама жизнь прекрасна и что все остальное - мелочи, не стоящие внимания. В данный момент герой думает: «Все это: и несчастья, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все вздор, а вот она — настоящее».

Героине Толстого свойственно сострадание. Наташа очень хорошо понимает и жалеет Денисова, сделавшего ей предложение. Когда плакала Соня, Наташа, не зная причины ее слез, «распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурной, заревела как ребенок... и только оттого, что Соня плакала». Толстой наделяет свою героиню редкими душевными качествами: чуткостью и интуицией.

В Наташе изначально заложен русский национальный характер. В сцене после охоты она с удовольствием слушает игру и пение дядюшки, который «пел так, как поет народ», а затем танцует «Барыню». Все окру­жающие поражаются ее умению понять все то, что было во всяком рус­ском человеке.

Писатель отмечает поэтичность своей героини. Находясь в Отрадном, Наташа созерцает звездное небо, искренне восхищаясь ночным пейза­жем: «Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало», - говорит она. В этом проявляется близость героини к природе.

Свойственно героине и самопожертвование. Не задумываясь, она отда­ет все подводы под раненых, оставляя вещи, и не представляет, что можно поступить иначе в данной ситуации.

Сущность натуры Наташи - любовь. Это чувство неотделимо от геро­ини. Искреннее чувство впервые посещает ее при встрече с князем Андре­ем. Андрей Болконский становится непринужденным и естественным рядом с Наташей, а он мог оставаться собой лишь с очень немногими людьми: «Князь Андрей любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа».

Однако Наташа Ростова и Андрей Болконский - разные люди. Он живет разумом, она - сердцем, инстинктом, и поэтому чужда интеллекту­альному миру князя Андрея. В том, что Наташу влечет к Анатолю Курагину, который противопоставлен князю Андрею полнотой жизни, прояв­ляется естественность Наташи, ее близость к природным началам. Ведь именно жажда жизни в Анатоле так привлекла ее. Она выполняет есте­ственное предназначение женщины (стремление к любви); остальное, по мнению писателя, является наносным и неважным. Все ее метания, в конечном счете, имеют целью создание семьи и рождение детей.

После душевного кризиса Наташу вновь посещает радостное и новое чувство. Оно и возвращает ее к жизни. Важную роль сыграл здесь и Пьер, «детская душа» которого была столь близка Наташе. Он был единствен­ным, кто вносил радость в дом Ростовых, когда она мучилась угрызения­ми совести, страдала и ненавидела себя за случившееся. Пьер боготворил Наташу, а она была благодарна ему только за то, что он есть и что он для нее единственное утешение. Пьер, как и Наташа, живет чувствами и эмо­циями, поэтому эти герои так близки друг другу по своему внутреннему содержанию.

В эпилоге Наташа показана уже не той веселой, наивной девочкой. Она любящая и любимая жена, мать четверых детей. Бывшая модница, героиня не интересуется более своей внешностью, поскольку теперь это для нее не имеет значения. Она максимально приблизилась к ответу на вопрос о смысле человеческого бытия. Фальшивое светское общество чуждо Наташе; после замужества она практически перестает бывать в свете.

Только через любовь к Пьеру и семью Наташа обретает душевное спокой­ствие.

Создав образ Наташи Ростовой, Толстой дал понять, что она последу­ет за Пьером Безуховым в Сибирь и повторит судьбу жен декабристов.

Итак, в образе Наташи Ростовой воплотилась идея о том, что красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды. Именно от нее исходит энергия обновления, освобождения от всего фальшивого, ложного, привычного. Эта героиня явилась толстовским идеалом жизни без мук и исканий холодного разума.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.