Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Толстого Л. Н.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: «Мысль народная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Роман Л. Н. Толстого создавался в 1860-е годы. Это время стало в России периодом наивысшей активности крестьянских масс, подъема об­щественного движения.

Центральной темой литературы 60-х годов XIX века стала тема наро­да. Для ее рассмотрения, а также для освещения многих крупных про­блем современности писатель обратился к историческому прошлому: со­бытиям 1805-1807 годов и войне 1812 года.

Исследователи творчества Толстого расходятся во мнении, что он под­разумевал под словом «народ»: крестьян, нацию в целом, купечество, ме­щанство, патриотически настроенное патриархальное дворянство. Безус­ловно, все эти слои входят в толстовское понимание слова «народ», но лишь тогда, когда они являются носителями нравственности. Все, что безнравственно, исключается Толстым из понятия «народ».

Своим произведением писатель утверждал решающую роль народ­ных масс в истории. По его мнению, роль выдающейся личности в разви­тии общества ничтожна. Сколь бы ни был гениален человек, он не может по своему желанию направлять движение истории, диктовать ей свою волю, распоряжаться действиями огромной массы людей, живущих сти­хийной, роевой жизнью. Историю творят люди, массы, народ, а не человек, возвысившийся над народом и взявший на себя право по собственному желанию предугадывать направление событий.

Толстой разбивает жизнь на восходящее течение и нисходящее, цент­робежное и центростремительное. Кутузов, которому открыт закономер­ный ход мировых событий в его национально-исторических пределах, яв­ляется воплощением центростремительных, восходящих сил истории. Писатель подчеркивает нравственную высоту Кутузова, так как этот ге­рой связан с массой простых людей совместными целями и действиями, любовью к родине. Он получает свою силу от народа, испытывает те же чувства, что и народ.

Писатель также акцентирует внимание на достоинствах Кутузова как полководца, деятельность которого неизменно была направлена к одной цели, имевшей общенациональное значение: «Трудно вообразить себе цель более достойную и более совпадающую с волей всего народа». Толстой подчеркивает целеустремленность всех действий Кутузова, сосредоточен­ность всех сил на задаче, вставшей перед всем русским народом в ходе истории. Выразитель народно-патриотического чувства, Кутузов стано­вится и направляющей силой народного сопротивления, поднимает дух войск, которыми командует.

Толстой изображает Кутузова как народного героя, который добился самостоятельности и свободы только в союзе с народом и нацией в целом. В романе личность великого полководца противопоставлена личности ве­ликого завоевателя Наполеона. Писатель разоблачает тот идеал безгра­ничной свободы, который приводит к культу сильной и гордой личности.

Итак, значение великой личности автор видит в ощущении совершаю­щейся истории как воли провидения. Великие люди, подобные Кутузову, обладающие нравственным чувством, своим опытом, умом и сознанием угадывают требования исторической необходимости.

«Мысль народная» выражена и в образах многих представителей дво­рянского класса. Путь идейного и нравственного роста ведет положи­тельных героев к сближению с народом. Герои испытываются Отечествен­ной войной. Независимость частной жизни от политической игры верхов подчеркивает нерасторжимую связь героев с жизнью народа. Жизнеспо­собность каждого из персонажей проверяется «мыслью народной».

Она помогает Пьеру Безухову обнаружить и проявить свои лучшие качества; Андрея Болконского солдаты называют «наш князь»; Наташа Ростова достает подводы для раненых; Марья Болконская отвергает пред­ложение мадемуазель Бурьен остаться во власти Наполеона.

Ярче всего близость к народу проявляется в образе Наташи, в которой изначально заложен русский национальный характер. В сцене после охо­ты Наташа с удовольствием слушает игру и пение дядюшки, который «пел так, как поет народ», а затем она пляшет «Барыню». И все окружа­ющие поражаются ее умению понять все то, что было во всяком русском человеке: «Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, кото­рым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-францу­женкой, этот дух?»

Если Наташе до конца свойственны черты русского характера, то в князе Андрее русское начало перебивается наполеоновской идеей; однако именно особенности русского характера помогают ему понять всю лжи­вость и лицемерие Наполеона, его кумира.

Пьер попадает в крестьянский мир, и жизнь сельчан наводит его на серьезные мысли.

Герой осознает свое равенство с народом, даже признает превосходство этих людей. Чем больше он познает сущность и силу народа, тем больше восхищается им. Сила народа заключается в его простоте и естественности.

По Толстому, патриотизм - свойство души любого русского человека, и в этом отношении разница между Андреем Болконским и любым солдатом его полка незначительна. Война заставляет каждого действо­вать и поступать так, как не поступать нельзя. Люди действуют не по приказу, а повинуясь внутреннему чувству, ощущению значительности момента. Толстой пишет, что они объединились в своих стремлениях и действиях, когда почувствовали опасность, нависшую над всем обществом.

В романе показаны величие и простота жизни роевой, когда каждый делает свою часть общего дела, и человеком движет не инстинкт, а имен­но законы общественной жизни, как понимает их Толстой. И такой рой, или мир, состоит не из обезличенной массы, а из отдельных личностей, не теряющих в слиянии с роем своей индивидуальности. Это и купец Фера­понтов, сжигающий свой дом, чтобы он не достался неприятелю, и москов­ские жители, оставляющие столицу просто из соображения, что жить в ней под Бонапартом нельзя, даже если не угрожает никакая опасность. Участниками роевой жизни становятся мужики Карп и Влас, не отдаю­щие сено французам, и та московская барыня, которая покидала Москву со своими арапками и моськами еще в июне из соображения, что «она Бонапарту не слуга». Все эти люди— деятельные участники народной, роевой жизни.

Так, народ для Толстого — сложное явление. Писатель не считал про­стой народ легко управляемой массой, так как понимал его гораздо глуб­же. В произведении, где «мысль народная» стоит на первом плане, изоб­ражены самые разные проявления народного характера.

Близок к народу капитан Тушин, в образе которого сочетаются «ма­лое и великое», «скромное и героическое».

Тема народной войны звучит в образе Тихона Щербатого. Этот герой, безусловно, полезен в партизанской войне; жестокий и безжалостный к врагам, этот характер естественен, но Толстому мало симпатичен. Образ данного персонажа неоднозначен, как неоднозначен и образ Платона Ка­ратаева.

При встрече и знакомстве с Платоном Каратаевым Пьера поражает тепло, добродушие, уют, спокойствие, исходящие от этого человека. Он воспринимается почти символически, как что-то круглое, теплое и пахну­щее хлебом. Каратаеву свойственна удивительная приспособляемость к обстоятельствам, умение «обжиться» в любых обстоятельствах.

В поведении Платона Каратаева неосознанно выражается истинная мудрость народной, крестьянской философии жизни, над постижением которой мучаются главные герои эпопеи. Свои рассуждения этот герой излагает в притчеобразной форме. Это, например, легенда о невинно осуж­денном купце, страдающем «за свои да за людские грехи», смысл которой заключается в том, что надо смиряться и любить жизнь, даже когда стра­даешь.

И тем не менее, в отличие от Тихона Щербатого, Каратаев вряд ли способен к решительным действиям; его благообразие приводит к пас­сивности. Ему противопоставлены в романе богучаровские мужики, под­нявшиеся на бунт, выступившие за свои интересы.

Наряду с истиной народностью Толстой показывает и псевдонарод­ность, подделку под нее. Это отражено в образах Ростопчина и Сперанско­го — конкретных исторических лиц, которые, хотя и пытаются взять на себя право говорить от имени народа, ничего общего с ним не имеют.

В произведении собственно художественное повествование временами прерывается историко-философскими отступлениями, по стилю близкими к публицистике. Пафос философских отступлений Толстого направлен против либерально-буржуазных военных историков и писателей. По мне­нию писателя, «мир отрицает войну». Так, на приеме антитезы строится описание плотины, которую видят русские солдаты во время отступления после Аустерлица - разоренную и безобразную. В мирное же время она утопала в зелени, была аккуратной и отстроенной.

Так, в произведении Толстого особенно остро стоит вопрос о нрав­ственной ответственности человека перед историей.

Итак, в романе Толстого «Война и мир» наиболее близко к духовному единению приходят люди из народа, поскольку именно народ, по мнению писателя, является носителем духовных ценностей. Герои, воплощающие «мысль народную», находятся в постоянном поиске истины, а следова­тельно, в развитии. В духовном единении писатель видит путь к преодо­лению противоречий современной ему жизни. Война 1812 года была ре­альным историческим событием, где идея духовного единения осуще­ствилась.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.