Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Толстого Л. Н.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Пейзаж как средство психологического анализа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Использование писателем картин природы всегда обо­гащает произведение в идейном и художественном отноше­ниях. Пейзаж может выполнять огромное число самых разнообразных функций: он незаменим для тонкого психологического анализа состояния героев, для усиления картин каких-либо событий, яркой характеристики обстановки, в которой развертывается то или иное действие. Картины природы могут служить для выражения какой-либо мысли автора или его чувств и переживаний, выполнять идейно-композиционную роль, т.е. помогать раскрытию идеи про­изведения. По созданию того или иного пейзажа можно су­дить об отношении автора к своим героям, о его взглядах на природу, о ее роли в жизни общества и человека. Поэто­му пейзаж является одним из основных средств психологи­ческого анализа.

На мой взгляд, наиболее ярко картины природы Л. Н. Толстой изобразил в романе «Война и мир». Природа для автора эпопеи — это высшая мудрость, олицетворение нравственных идеалов и истинных ценностей. Человек «ес­тественный», близкий к природе, был идеалом писателя. Поэтому одной из важных характеристик героев Толстого является их отношение к природе.

В романе «Война и мир» мы ни разу не видим Элен, Анну Павловну, Жюли Курагину, князя Василия на лоне природы, так как это не их стихия. Они не любят приро­ды, не понимают ее высокого смысла. Духовно опустошен­ные, нравственно уродливые, они если и говорят о приро­де, то натянуто и фальшиво.

Но совсем иначе воспринимают этот гармоничный мир главные герои романа, близкие к идеалу писателя — «ес­тественному человеку». Это люди духовно красивые, ищу­щие счастья, внутренне близкие к народу, мечтающие о по­лезной деятельности. Их жизненный путь — это путь стра­стных исканий, ведущий к правде и добру. Богатство внутреннего мира, «диалектику души» этих героев Толстой раскрывает через их восприятие природы.

Например, духовная красота Наташи Ростовой, поэтич­ность ее натуры проявляются в отношениях героини к при­родной стихии.

Природа органично входит в жизнь «ищущих» героев Л. Н. Толстого, переплетается с их мыслями и пережива­ниями, иногда помогает переосмыслить, пересмотреть свою жизнь и даже круто изменить ее.

Толстой часто использует пейзаж для анализа душевного состояния князя Андрей в минуты его душевной подавленности или эмоционального взлета (образ старого дуба — символ «замирания» и «возрождения»). Природа часто помо­гает и самому герою узнать свое состояние, разобраться во всем (небо над Аустерлицем, описание Дуная, образ дуба и др.)

Картина природы воссоздает обстановку, характеризу­ющую начало Бородинского сражения: солнце, брызнувшее на поля из-за тумана, послужило Наполеону сигналом к выступлению.

Пейзаж в освещении войн, битв, сражений несет у Тол­стого главную идейную нагрузку, выявляет характер вой­ны, отражает точку зрения автора на происходящее.

Таковы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» функ­ции пейзажа, для воссоздания которого автор использовал различные художественные особенности. Раскрывая внут­ренний мир героев, писатель рисовал картины природы, со­звучные душевным переживаниям того или иного образа, или контрастно противопоставлял состояние души героев и природу, чтобы оттенить глубину внутренних волнений персонажей.

Таким образом, пейзаж помогает проанализировать ду­шевное состояние героя, картины природы рисуют обстано­вку, в которой происходят события, выражают мысли, чув­ства и переживания самого автора. И, конечно, созданные писателем яркие, красочные картины природы прекрасны в художественном отношении. Ночь в Отрадном и небо Аус­терлица, картина охоты и описание дуба — лучшие стра­ницы романа...

Тяжелая душевная травма приводит Андрея Болконс­кого в отчаяние, он теряет смысл жизни, но через некото­рое время мы видим духовное возрождение героя. Оно свя­зано с его восприятием оживающей весенней природы, ког­да и молоденькие березы и старый сердитый дуб чувствуют прилив энергии и жизненных сил.

Замечательное описание осенней природы связано с кар­тиной охоты в Отрадном: «Уже зеленя уклонились и ярко-зелено отделились от полос буреющего, выбитого скотом, озимого и светло-желтого ярового жнивья с красными по­лосами гречихи. Вершины и леса ... стали золотистыми и ярко-красными островами посреди ярко-зеленых озимей». Эта русская поздняя осень возбуждает в человеке какую-то внутреннюю духовную силу. Кроме того, она созвучна страстному увлечению людей охотой, музыкой, плясками, ко­торые Толстой искусно отображает в романе.

Светлая ясная природа дает человеку радость и силу и делает очень непонятными действия людей, убивающих друг друга. Утро Бородинской битвы «было ясно, свежо, росис­то и весело. Солнце, только что вырвавшееся из-за тучи, заслонявшей его, брызнуло до половины переломленными тучей лучами через крыши противоположной улицы, на по­крытую росой пыль дороги, на стены домов». Пьер в это время видит панораму Бородинского поля: «Косые лучи яркого солнца кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотыми и розовыми оттенками свет и темные, длинные тени». А затем эту чудесную картину рус­ской природы сменяет страшный вид поля: «Собрались туч­ки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте ... Опомнитесь. Что вы делаете?»

«Суровый российский климат воспитал крепких, вынос­ливых, но в то же время душевных людей. От дальнего, шагов за сто, костра послышался дружный, веселый хо­хот: там русские солдаты кормили кашей полузамерзшего француза, и один из них старался подражать французско­му говору. Все они радовались, что могут помочь человеку, забыв, что недавно он был их врагом».

«И все затихло. Звезды, как будто зная, что теперь ник­то не увидит их, разыгрались в черном небе. То вспыхи­вая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем-то радостном, но таинственном перешептывались между со­бой». Казалось, сама природа сочувствует проявлению про­стого доброго, дружеского чувства.

Каждому из любимых толстовских героев открывается «высокое бесконечное небо» — символ возвышенных стрем­лений. Пейзаж в романе обретает философский смысл и иг­рает важную композиционную роль.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.