Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Пушкина А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Сравнительная характеристика Онегина и Печорина по романам «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Постараемся сравнить образы двух литературных персона­жей: Онегина и Печорина. Гораздо легче сравнивать героев одного произведения или, в крайнем случае, писателя. Но го­ворить о персонажах, созданных Пушкиным и Лермонтовым, так же трудно, как и интересно.

Эти гениальные художники создали образы героев, харак­терных своему времени. Онегин — молодой человек первой четверти, а Печорин — сороковых годов XIX века. Малый от­резок времени разделяет наших молодых людей, но какими разными они являются в начале романов и как поразительно одинаковы в конце произведений. Онегин — «молодой пове­са», получивший традиционное воспитание и поверхностное образование:

 

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше?

Свет решил,

Что он умен и очень мил,

 

так повествует о своем герое А. С. Пушкин. Печорин же сам го­ворит о себе в своем дневнике. Дневник пишется не для чужих глаз, обычно ему поверяют самые сокровенные тайны; все пре­дельно искренно, без всякой рисовки излагает Лермонтов уста­ми своего героя: «С самого детства все читали на моем лице при­знаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве; я стал скрытен... Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир,— меня никто не понял: и я выучился ненавидеть». В этом монологе есть некая картинность, но Печорин искренен. Он ста­рается объяснить окружающим свой характер, сделать шаг на­встречу людям. Онегин же совершенно иной. Привыкнув жить в свете, зная его законы, он понимает, что чувства здесь неумест­ны. Это театр, где каждый играет свою роль. Онегин хорошо знает законы этого маскарада. Он усвоил «науку страсти неж­ной», которой вполне хватает, чтобы блистать, быть желанным гостем, но суета жизни убивает душу героя:

 

И хоть он был повеса пылкий,

Но разлюбил он наконец

И брань, и саблю, и свинец.

 

Он хочет чем-либо заняться:

 

Онегин дома заперся,

Зевая за перо взялся,

Хотел писать но труд упорный

Ему был тошен; ничего

Не вышло из пера его...

 

а затем:

 

Уселся он — с похвальной целью

Себе присвоить ум чужой;

Отрядом книг уставил полку.

Читал, читал, а все без толку...

 

ничего не получилось у Евгения Онегина.

Печорин же страстно хочет вырваться из того жизненного круга, где принужден жить. Из-за дуэли он оказывается на Кавказе. Здесь «край земли», страстные и буйные характеры. Сам Печорин еще не устал от жизни. Он во все активно вме­шивается, всем интересуется, играет со смертью («Фаталист»). Будучи в Тамани, он вклинился в жизнь мирных контрабан­дистов, нехотя разрушив их сложившийся быт. Потом он вспомнит: «Тамань — самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить... И зачем было судьбе ки­нуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как ка­мень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спо­койствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!»

А вот Онегина совершенно невозможно представить в та­кой ситуации. Он лишен любопытства к окружающим. При­ехав в деревню, Онегин всячески старается отгородиться от соседей, чем очень оскорбляет их:

 

Сначала все к нему езжали;

Но так как с заднего крыльца

Обыкновенно подавали

Ему донского жеребца...

Поступком оскорбись таким,

Все дружбу прекратили с ним...

 

Случайно сблизившись с Ленским, Онегин не пытается за­вести других знакомых. Он слишком умен, чтобы слушать их разговоры:

 

О сенокосе, о вине,

О псарне, о своей родне.

 

Пушкин, прекрасно понимая тип Онегина, так оценивает его:

 

Мы почитаем всех нулями,

А единицами себя...

Сноснее многих был Евгений;

Хоть он людей, конечно, знал

И вообще их презирал...

Он слушал Ленского с улыбкой.

 

Почти так же к дружбе относится Печорин: «Як дружбе не способен: из двоих друзей всегда один раб другого, хотя себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманы­вать; да притом у меня есть лакеи и деньги!» Общаясь с Верне-ром, Печорин скорее говорит сам с собой, нежели с доктором. Они близки своим скептицизмом и неприятием окружающих. «Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями». Оне­гин «презирает» людей, но вынужден считаться с их мнением. По этому глупому противоречию он убивает единственного при­ятеля, с которым делил деревенский досуг. Может быть, из-за этого потерял Онегин возможность быть счастливым:

 

Еще одно нас разлучило...

Несчастной жертвой Ленский пал...

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан.

 

Печорин тоже боится связать себя какими-либо узами, обязательствами. Он хочет получать, ничего не давая взамен, а так не бывает. Печорин мучает Веру, мучается и сам, когда теряет эту женщину, понимая, что любил ее единственную, и плачет как ребенок.

Онегин и Печорин близки друг другу, как старший и млад­ший братья. Оба они разочаровываются в жизни. Безрадостно ждут ее конца. Особенно грустно осознавать это, когда про­чтешь фразу Печорина: «Зачем я жил? для какой цели я ро­дился?.. А верно, она существовала, и, верно, было мне назна­чение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы не­объятные... Но я не угадал этого назначения... Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертво­вал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия».

Под этой фразой вполне мог бы подписаться и Онегин. Вот и получилось, что совершенно разные герои, живущие в раз­ные исторические эпохи, пришли к одному итогу: один начав, а другой продолжив галерею «лишних людей».

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.