Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Пушкина А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Размышления А. С. Пушкина о судьбах молодого поколения в романе «Евгений Онегин»


В своем романе «Евгений Онегин» Пушкин дает широкую, полную и верную картину жизни русского общества его вре­мени. Он рисует быт и нравы разных групп дворянства: пе­тербургского, московского и поместного. Но полнее всего он раскрывает образы представителей молодого поколения.

Главное действующее лицо романа, молодой дворянин Ев­гений Онегин, показан Пушкиным как человек с очень слож­ным и противоречивым характером. Поэт не скрывает его недостатков и не старается оправдать их. Уже из первой главы мы узнаем, что автор подружился с Онегиным, что поэту «нравились его черты» и что он любил проводить с ним время. Автор по-разному относится к своему приятелю на протяже­нии всего романа. Он хоть и ценит дружбу Онегина, но иногда относится к нему иронически, а иногда строго осуждает его поведение. Противоречивость в характере Онегина делает его образ более жизненным, далеким от схематизма. Онегин не «положительный», но и не «отрицательный» герой.

Пушкин, рассматривая жизнь Онегина, обращает боль­шое внимание на его воспитание. Оно оказало на героя губи­тельное действие. Вследствие этого из Онегина вышел насто­ящий эгоист, человек, думающий только о себе, о своих же­ланиях и удовольствиях, не умеющий обращать внимание на чувства, интересы, страдания других людей, способный с лег­костью обидеть, оскорбить, причинить горе человеку, даже не замечая этого. Таким бы Онегин и остался для нас, если бы мы не узнали о нескольких событиях, о которых с необы­чайной точностью повествует Пушкин и которые произвели сильнейшее действие на героя романа. И под их влиянием Онегин обнаруживает такие свойства своего характера, о ко­торых даже не подозревал. Прежде всего это было убийство Онегиным на дуэли его молодого друга, Ленского. От этого бессмысленного преступления Онегин приходит в ужас. Убий­ство Ленского перевернуло всю жизнь героя. Он не в состоя­нии больше жить в тех местах, где все напоминало ему о содеянном, почему и отправляется странствовать.

 

Им овладело беспокойство,

Охота к перемене мест...

 

Онегин уже теперь не может, как прежде, проходить по жизни, вовсе игнорируя чувства и переживания людей, с ко­торыми он сталкивается, и думать только о себе. Герой, вер­нувшийся из путешествия, не похож на прежнего Онегина. Он стал гораздо серьезнее, внимательнее к окружающим, те­перь он способен к сильным чувствам, целиком захватываю­щим его и потрясающим его душу. И тут судьба снова сводит его с Татьяной.

Татьяна, «милый идеал» Пушкина, является главной ге­роиней романа. Татьяна — это олицетворение добра, высокой души, верности и целостности натуры. Пушкин называет свою героиню «русской душою». Но если прежний Онегин прежде не увидел всей внутренней красоты Татьяны, зато новый Онегин уже может оценить Татьяну по-настоящему, и пылко, искренне влюбляется в нее. В этом чувстве теперь для него весь смысл его жизни, и если Татьяна не примет его любовь, то и жизни ему нет. Но его ждет отказ, потому что понятие чести Татьяны не позволит ей нарушить слово, дан­ное Богу и себе: «Я вас люблю (к чему лукавить?), но я дру­гому отдана, я буду век ему верна». Главное свойство Татья­ны — высокое душевное благородство, сильно развитое чув­ство долга, которое берет у нее верх над самыми сильными чувствами. Она считает, что если она сама, своей волей, сво­бодно дала обещание нелюбимому ею человеку быть верной ему женой, то она обязана хранить нерушимо это данное ею слово. Это подчинение всех своих действий чувству долга, неспособность к обману, к сделкам со своей совестью привле­кает к героине наше внимание. Недаром для Пушкина она — «милый идеал», хотя он и не наделяет ее ни красотой, ни ;натностью, а создает образ русской женщины с превосход-ыми душевными качествами. На это обращает внимание даже прежний Онегин и говорит Ленскому: «Я выбрал бы другую, когда бы я был, как ты, поэт. В чертах у Ольги жизни нет...» В Татьяне с первого взгляда чувствуется поэтическая душа.

Кроме главных действующих лиц, наиболее близких ав­тору, Онегина и Татьяны, в романе присутствует еще один замечательный образ — образ романтичного юноши Ленско­го. Пушкин поведал нам о его кратковременной жизни и до­вольно грустной судьбе. В лице Ленского Пушкин дал худо­жественное изображение очень распространенного тогда типа юного романтика. Ленский — восторженный поэт-лирик, убеждения его самые благородные, самые передовые: мечты о свободе народа, «вольнолюбивые мечты», как называет их автор. Но герой совсем не знает и не понимает жизни. «Серд­цем милый невежда», он воспринимает людей и жизнь роман­тически, верит в высокую дружбу, в вечную, идеальную лю­бовь. И, как ему кажется, он обрел все это: дружбу Онегина, любовь Ольги. Но он погибает от первого же удара судьбы. Возможно, это и к лучшему, так как в памяти остальных героев и читателей романа Ленский навсегда остается пыл­ким, страстным юношей, романтиком-мечтателем.

Пушкин, дабы полнее показать все стороны жизни дво­рянского общества 10—20-х годов XIX века, дает в своем ро­мане еще и образ Ольги, младшей сестры Татьяны. Ольга — полная противоположность своей сестре. Она жизнерадостна, привлекательна, но это не может скрыть бедности ее душев­ного мира. «Всегда скромна, всегда послушна», Ольга явля­ется одной из тех, кто, не задумываясь, следует принятым в дворянской среде правилам.

Недолго она плакала о Ленском и вскоре вышла замуж, по словам В. Г. Белинского, «повторив свою маменьку, с не­большими изменениями, которых требовало время».

Итак, Пушкин показал на примере своих любимых героев жизнь молодежи его времени. Конечно, судьба каждого из них могла бы сложиться более удачно. Но это зависело не только от самих героев, но и от правил, установленных в дворянском обществе в то время. Тем не менее Пушкин не только определяет главного врага молодежи — бесцельную и праздную жизнь, обеспеченную трудом крепостных крестьян, но и указывает пути, по которым могли идти лучшие пред­ставители дворянства в 10—20-е годы XIX столетия.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.