Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Пушкина А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Эволюция жанра элегии в творчестве А. С. Пушкина


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Творчеству Пушкина свойственно редкое разнообразие жанров, при­чем для каждого из них он создал свой эталон. Однако само это разнооб­разие, отсутствие четких правил расшатывало строгую жанровую систе­му. Жанр утратил свою строгость, перестал быть связанным с нормами определенного литературного направления.

Жанр в поэзии Пушкина теряет свою строгую самостоятельность и ограниченность. Для творчества поэта становится возможным сочетание в пределах одного произведения различных жанров. Такое взаимообога­щение и взаимопроникновение жанров вело к расширению тематики и идейного смысла стихотворений, но при этом уничтожало строгую жанро­вую систему. Стихотворение становилось просто текстом, содержащим черты многих жанров, и потому его нельзя отнести строго ни к одному их них.

Элегия - один из наиболее распространенных среди романтиков жан­ров. Это стихотворение грустного содержания, состоящее из двух частей: описания природы и размышлений лирического героя. В творчестве Пуш­кина жанр элегии претерпевает также сложную эволюцию, хотя, несмотря на многообразие тем, для всех элегий характерной является погруженность лирического героя в себя, в мир своих переживаний и иллюзий, обращение к своим переживаниям и мечтам, как правило, недостижимым.

Эволюция жанра определяется эволюцией творческого метода поэта -воплощением в произведении характерных черт того или иного направ­ления.

А. С. Пушкин в своем творчестве явился достойным продолжателем первых русских романтиков. Он не скрывал своих пристрастий и того факта, что вырос на этой литературе. Неоднократно он называл Жуковс­кого — главу русского элегического романтизма — своим учителем. Осо­бенно четко прослеживается влияние Жуковского на молодого поэта в начальный период творчества, в лицейские годы, в период становления жанра элегии в творчестве Пушкина.

В элегиях этого времени преобладает любовная тематика. Слезы, пе­чаль, меланхолия, воспоминания — все это неразрывно связано с этим чувством:

 

Я слезы лью; мне слезы утешенье;

Моя душа, плененная тоской,

В них горькое находит наслажденье.

(«Желание», 1816)

 

Тем не менее любовь воспринимается как счастье, как чувство, делаю­щее человека добрее, сострадательнее к горестям других. Однако в мире людей любовь обязательно связана с разлукой, муками и слезами:

 

Мне дорого любви моей мученье -

Пускай умру, но пусть умру любя!

(«Желание», 1816)

 

Лирический герой покоряется судьбе, року, который отнимает любовь и который вновь толкает его в неволю любви:

 

Но я молчу; не слышен ропот мой...

(«Желание», 1816)

 

В элегиях Пушкина появляются устойчивые выражения, образные клише, характерные для сентиментальной и романтической поэзии. Пуш­кин использует много абстрактных понятий, далеких от реальной дей­ствительности:

 

Уж нет ее!.. До сладостной весны

Простился я с блаженством и с душою.

(«Осеннее утро», 1816)

 

Возникает и мотив надежды на исполнение желаний:

 

Когда ж вечернею порою

И мне откроется окно?

(«Окно», 1816)

 

Обязательным мотивом становится и мотив разочарования:

 

Напрасный сердца крик!..

...Безверие одно,

По жизненной стезе во мраке вождь унылый,

Влечет несчастного до хладных врат могилы.

(«Безверие», 1817)

 

Во время южной ссылки элегия становится основным жанром в твор­честве А. С. Пушкина. Возникают постоянные поэтические образы: море, волны, небо, звезды и т. д.

 

Звезда печальная, вечерняя звезда!

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и черных скал вершины.

Люблю твой слабый свет в небесной вышине...

(«Редеет облаков летучая гряда», 1820)

 

Мотив разочарования и в эти годы пронизывает лирику Пушкина. Лирический герой разочаровывается в прошлом:

 

Искатель новых впечатлений,

Я вас бежал, отечески края;

Я вас бежал, питомцы наслаждений,

Минутной младости минутные друзья...

(«Погасло дневное светило», 1820)

 

Поэт ищет цель в жизни, смысл своего существования, но не находит его даже в самом себе:

 

Я пережил свои желанья,

Я разлюбил свои мечты;

Остались мне одни страданья,

Плоды сердечной пустоты.

(«Я пережил свои желанья», 1821)

 

В жанре элегии часто присутствует и образ дороги, воплощающий в себе мотив изгнанничества, бегства. Одиночество, отчужденность от мира людей — естественное состояние лирического героя романтических произ­ведений. Оно связано с особенностями романтического мировоззрения. Изгнанничество - одна из граней одиночества, оно свойственно не только лирическому герою стихотворений, но подчас и самому автору.

1823 год является переломным в творчестве Пушкина: он приходит к убеждению, что свобода возможна лишь как внутренняя свобода лично­сти. Свобода стала главной целью его творчества; ее духом пронизаны все его стихи. Возможность «хоть одному творенью свободу даровать» -великое счастье, как заявляет поэт в стихотворении «Птичка» (1823). Но «дары свободы» ни к чему людям с несвободным сознанием («Свободы сеятель пустынный», 1823). Народ «без чести» обречен на «ярмо с гре­мушками да бич».

Элегия «К морю» (1824) завершает романтический период творчества Пушкина. Море олицетворяется, поэт обращается к нему как к живому существу. Для Пушкина море - символ абсолютной свободы. Здесь мы уже видим, как элегия постепенно теряет свою жанровую замкнутость. В ней есть реалистические детали. В этом стихотворении мы встречаем сочетание таких жанров, как послание и элегия. Жанр послания прояв­ляется уже в самом названии стихотворения, а содержание остается чис­то элегическим.

В элегии нет двух конкретных частей: описания природы и размышле­ния лирического героя взаимопроникают. Сначала море предстает перед нами в традиционно романтическом духе: оно символизирует жизнь чело­века, его судьбу, борьбу за выживание. Затем картина конкретизируется: море связано с судьбами великих личностей — Байрона и Наполеона.

В этом стихотворении происходит прощание поэта с романтизмом, с его идеалами. Пушкин постепенно обращается к реализму. В двух после­дних строках элегии море перестает быть романтическим символом, а становится просто пейзажем.

Таким образом, в более позднем творчестве Пушкина утверждается синтетический жанр, в котором наряду с традиционными элегическими мотивами присутствуют элементы послания, появляется социальная и философская проблематика.

Примером может служить стихотворение «Деревня», написанное еще в 1819 году. Это произведение уже не пассивного романтизма, оно напол­нено пафосом гражданской лирики.

Композиционно элегия состоит из двух ярко выраженных частей. Од­нако части разделены не по предмету описания, а по построению и по пафосу. Первая часть — это идиллия, композиционное ядро которой со­ставляет сентиментальный пейзаж. Здесь присутствует типично романти­ческий мотив бегства поэта на лоно природы, противопоставления духов­но свободной жизни «на лоне счастья и забвенья» несвободе светских оков:

 

Я здесь, от суетных оков освобожденный...

 

Вторая часть - политический памфлет. Настроение резко меняется, стихотворение приобретает обличительный характер. Пушкин традици­онный жанр элегии насыщает острой социальной тематикой. Таким об­разом, контрастное противопоставление красоты природы и реальной жизни деревни обусловлено жанровым контрастом (идиллия и памфлет). В фи­нале поэт рассуждает о роли поэзии в обществе, о своем назначении.

Многие из стихотворений, которые Пушкин причислял к элегиям, по­лучали подзаголовок «отрывок». Этим поэт хотел подчеркнуть отступле­ние от традиционной жанровой принадлежности, указать на открытость лирического замысла, фрагментарность и жанровую незавершенность стихотворения. Лирический фрагмент дает максимальную свободу, демон­стрируя отказ автора от всякого жанра.

Таким образом, мы видим, что Пушкин быстро перерос своих учите­лей, он стал развивать жанр элегии, вводя в него свои элементы.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.