Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Пушкина А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Читаю любимые стихи А. С. Пушкина


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Мы открываем знакомую книгу и вновь погружаемся в прекрасный мир стихотворений Александра Сергеевича Пуш­кина, наслаждаемся необыкновенным языком, плавностью и красотой стиха, с детства любимыми образами. Почему же нас так привлекают эти стихотворения, хотя прошло уже более ста лет с момента их написания? Возможно, многообра­зием тем, многоликостью души автора, поэтическим языком, сравниться с которым не может ни один поэт?

Одними из наиболее прекрасных и глубоких являются стихотворения Пушкина о природе. Не случайно они надолго остаются в нашей памяти и вызывают приятные воспомина­ния и ассоциации. Отметим, что пейзажная лирика полнее всего отражает внутренний мир любого поэта, открывая пе­ред читателями его душу, показывая личные переживания. Хотя выбор картин природы вызван сиюминутными впечат­лениями, подобные произведения лучше других рассказыва­ют нам об общем внутреннем состоянии поэта. Легко заме­тить, что природа в лирических стихотворениях предстает в двух состояниях, хотя каждый автор воспринимает ее по-своему, пропуская через призму личных переживаний. Мы видим, что природа в произведениях Жуковского, Фета явля­ется спокойной и гармоничной («Певучесть есть в морских волнах»), тогда как пейзажи в стихотворениях Тютчева, Лер­монтова отличаются мрачностью («О чем ты воешь, ветр ночной»), поэтов привлекают бури, хаос... Начало подобному разделению в восприятии авторами природы положил Пуш­кин. Мы можем заметить, что мироощущение молодого по­эта, окрашенное романтическими традициями, повлияло и на его пейзажную лирику. В стихотворении «К морю» авторпрощается со «свободной стихией», привлекавшей его «глу­хими звуками», «своенравными порывами». Подобное романтическое восприятие природы, любование неукрощен­ной стихией, бурями и грозами характерно для раннего твор­чества Пушкина. Но в Михайловском мировоззрение поэта меняется. Его не привлекают больше бури и метели, страшат грозы. В стихотворении «Бесы» лучше всего видны тоска и страх, вызванные нестихающей метелью. Подобное ощуще­ние возникает и у читателей благодаря повторам слов, целых четверостиший («мчатся тучи, вьются тучи», «еду, еду в чис­том поле», «страшно, страшно поневоле»).

Наоборот, успокоение поэт находит в спокойной и гармо­ничной природе, которая дарует отдохновение измученной, уставшей душе. Подобные пейзажи пробуждают у Пушкина воспоминания о прежней любви, счастливых минутах жизни. Кроме того, вспомним стихотворение «Осень», где автор пи­шет о том, что весной его «ум тоскою стеснен», зимой «полго­да снег да снег», летом «зной, да пыль, да комары, да мухи», только осень «мила» «красою тихою», «блистающей смирен­но», «из годовых времен я рад лишь ей одной», «с каждой осенью я расцветаю вновь». Спокойная гармоничная осень со своей «прощальной красой», «пышным природы увяданьем» «пробуждает» в Пушкине «поэзию», то есть является необхо­димым условием творческого подъема в душе автора, гармо­нии внутреннего мира. Поэтому пейзажная лирика проника­ет в нашу душу, оставляя в ней глубокие следы, ведь перед нами открывается богатейший духовный мир великого чело­века.

Большой интерес вызывает и вольнолюбивая лирика Пуш­кина, отражающая мировоззрение поэта в различные этапы его жизни. Лицейские стихи, характеризующиеся необыкно­венным языком, свежестью, весельем, воспевают круговую чашу, полный кубок, являющиеся символами свободы и друж­бы. В 1817—1820 годах свободолюбивые мысли приобретают более резкий характер. В это время создаются такие стихо­творения, как «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву», где поэт обращается с наставлениями к «владыкам», прямо говорит своему другу, что «Россия вспрянет ото сна», «на обломках самовластья напишут наши имена». Затем мы можем отметить наступление разочарования из-за несбывшихся планов, сомнение в своих силах, но в 1835 году в журнале «Совре­менник» появляется стихотворение «Пир Петра Первого», где мы видим прежние мотивы свободолюбия, символы «чаши царской», пенящиеся кружки, которые были харак­терны для молодого поэта. Читая свободолюбивую лирику

Пушкина, мы составляем для себя картину не только миро­ощущения, восприятия различных сторон действительности, но и мировоззрения поэта, развития его внутренних убежде­ний.

Конечно, говоря о лирике Пушкина, нельзя не затронуть тему поэта и поэзии, так много значившую в творчестве любо­го поэта. Образ поэта-пророка появляется еще в древности, но наибольшую популярность приобретает в XVIII — XIX веках. В творчестве Жуковского, Лермонтова тема поэта и поэзии, образ поэта-пророка занимает одно из важнейших мест. Про­изведения Пушкина дают нам еще одну возможность про­никнуть в мир поэта и понять значение творчества для него. В стихотворениях «Поэт», «Пророк», «Поэту», «Поэт и толпа» Пушкин предъявляет требования посланнику Бога на земле («глаголом жги сердца людей», «не дорожи любовию народ­ной», «иди, куда влечет тебя свободный ум»). Читатели, от­крывая для себя значение творчества в жизни поэта, лучше понимают его внутренний мир, глубину произведений и цель, которую они преследуют.

Но, конечно же, ничто так не поражает наше воображение, не сохраняется в душе, как пушкинские стихотворения о любви. Подобные произведения, открывая читателям глубо­ко личные переживания поэта, отражают его внутренний мир. Именно эти стихотворения являются шедеврами русской ли­рики, в них с наибольшей силой показаны чувства автора, их слова положены на музыку еликими композиторами. В та­ких стихотворениях, как «Я помню чудное мгновенье», «Ма­донна», «Что в имени тебе моем?..», «На холмах Грузии...», «Сожженное письмо», «Я вас любил: любовь еще, быть мо­жет...», мы можем увидеть всю палитру чувств поэта: грусть, печаль, страсть, нежность. Огромное количество строк из этих стихотворений часто употребляются и в современной речи. Например, словосочетание «гений чистой красоты», введен­ное впервые Жуковским, стало пользоваться огромной попу­лярностью благодаря Пушкину, употребившему это выраже­ние как реминисценцию.

Итак, перелистывая знакомые стихотворения и перечиты­вая с большей внимательностью любимые строки, мы откры­ваем для себя различные стороны души поэта, внутреннего мира, понимая значение его творчества, мироощущение и убеждения.

Стихотворения о природе раскрывают душевное состоя­ние Пушкина, пейзажные картины позволяют нам судить о различных этапах его творческого пути. Любовная же лири­ка Александра Сергеевича по праву считается величайшей врусской литературе, привлекает к себе большое количество исследователей и любителей поэзии. Вольнолюбивая лирика помогает нам лучше понять развитие мыслей и убеждений поэта.

Заметим, что Пушкин предстает перед читателями в раз­личных обликах. В его произведениях мы видим и героя-любовника, и верного друга, и наставника, дающего советы самодержцам, и пророка... Друзья называли Пушкина Про­теем за бесконечное количество образов, в которых он появ­ляется перед читателями. Именно это многообразие обликов, многоликость поэта пробуждает в нас восхищение и заинте­ресованность, желание понять душевный мир великого чело­века. И через сто с лишним лет мы с такой же любовью и трепетом открываем книгу и погружаемся в необыкновен­ный мир гениального поэта, поразившего своими стихами весь мир.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.