Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Пушкина А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Согласны ли вы с А. С. Пушкиным в том, что «России определено было высшее назначение»?


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Идея высшего предназначения России в истории челове­ческой цивилизации была популярна еще в XIX веке. Мно­гие крупные мыслители выдвигали теории, согласно кото­рым Россия — страна, отмеченная печатью избранничества. Наиболее близки мне взгляды таких выдающихся деятелей русской общественной мысли, как Ф. Тютчев и А. Блок.

Ф. И. Тютчев декларировал в своем творчестве идею из­бранничества Российского государства и противопоставлял Русь странам Западной Европы. Политическое мировоззре­ние автора наиболее полно выражено в статьях «Россия и ре­волюция» и «Римский вопрос и папство». По мнению поэта, Россия прежде всего государство христианское. Проникнутая духом смирения и самоотречения, составляющим сущность христианства, Россия противопоставлялась в представлении Тютчева враждебной силе — революции, характеризующей­ся преобладанием человеческого «я» над божественным нача­лом. Революционные потрясения 1848 года были восприняты Тютчевым как вселенская катастрофа, разрушительная стихия, готовая смести всю цивилизацию. Спасение поэт видел лишь в том, что Россия может стать реальным проти­вовесом «антихристианскому» Западу.

Россия не только христианская, но и православная страна, а православие само по себе олицетворяло для Тютчева высшее начало, залог будущности для России и всего славянства. Поэ­тому Россия как особый мир с высшим политическим и духов­ным строем призвана поставить все народы в единственно правильные законы бытия, противопоставить историческую законность революционным действиям, объединить и освобо­дить славянский мир. В стихотворениях Тютчева Россия представляется страной, имеющей столь великое предназна­чение, что его не в силах понять человеческий разум:

 

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить,

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить!

 

Что же видел Тютчев в реальности? Начавшаяся в 1853 году Крымская война повлекла за собой не возникнове­ние «Великой греко-российской восточной империи», за ко­торую ратовал поэт, а военное и дипломатическое поражение России. Развитие революционных теорий в обществе сеяло в людях тот хаос, который поэт считал свойством западных цивилизаций. По иронии судьбы именно Россия стала госу­дарством, пережившим самую чудовищную в истории чело­вечества революцию.

Новый взгляд на культуру и предназначение России видим мы в философии А. Блока, поэта, ставшего свидете­лем катаклизмов, которыми была проникнута история Руси начала XX века. По мнению этого мыслителя, для понима­ния сущности России необходимо учитывать, что русский народ совмещает в себе европейское и азиатское начала («Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы...»). Что же такое азиатская цивилизация? Это воплощение стихии, неуправляемой и без­граничной. Предназначение России заключается в том, что она призвана спасти Запад от стихийного захвата Востоком.

 

Мы, как послушные холопы,

Держали щит меж двух враждебных рас

Монголов и Европы!

 

Осознание особой миссии России в творчестве А. А. Блока неразрывно связано с его представлениями о революции, которая воплощает эту стихию, в ее столкновении с силами цивилизации. В результате своего рода вселенской катастрофы Россия родит «третью правду» и откроет ее всему человечеству.

Мысли Ф. И. Тютчева и А. А. Блока близки мне потому, что я так же, как они, считаю, что Россия занимает исклю­чительное место в истории человечества и что связано это именно с географическим положением нашей страны и осо­бенностями ее национальной культуры. Природа русского народа двойственна, она соединяет в себе глубочайшее вопло­щение христианства (православия) и древних традиций язы­чества. Соединение двух несовместимых религиозных начал неизбежно порождает внутренний конфликт, приводящий к трагичным последствиям. Любая теория, идея, будучи при­внесенной на российскую почву, неизбежно искажается, при­обретая гипертрофированный характер и черты, не свойст­венные ей изначально. А потому история России зачастую дает возможность другим государствам наблюдать за ходом непредсказуемых «экспериментов», которые демонстрируют сильные и слабые стороны любых преобразований в наиболее откровенной форме. К примеру, история русской революции, тоталитарного государства, на мой взгляд, способствовала развитию демократизма во многих странах, которым не при­шлось самим пройти тем путем, который прошла наша стра­на. Более того, можно предположить, что Россия, которая долгие годы жила стремлением привнести идеи своей рево­люции в другие страны, пришла к прямо противоположному результату. Почему? Не было ли в этом печати того фаталь­ного предопределения, которое позволяет нам объяснить «не­объяснимое» в историческом процессе?

С другой стороны, история действительно показывает, что Россия предотвратила в свое время татаро-монгольское . нашествие, позволив Европе сохранить свою цивилизацию в чистом виде. Россия заплатила за это долгими годами факти­ческого порабощения, трансформацией собственной культу­ры. На мой взгляд, это можно расценивать как воплощение страдания, сходного со страданиями Христа за все человече­ство. Сходную ситуацию мы наблюдаем и сейчас. Россия по-прежнему остается страной, которая сдерживает экспансию мусульманства, препятствуя распространению его влияния на Западную Европу.

Задумаемся, почему так тяжела судьба нашей родины, почему долгие годы русский народ не может разрешить те противоречия и проблемы, которые, как порой кажется, тре­буют немедленного разрешения? Видимо, объяснить это может только теория жертвенной миссии России, ибо ее ис­торическое предназначение — это тяжелый крест, который несли и будут нести наши соотечественники.

Закончить рассуждение о высшем назначении России мне хотелось бы словами Блока, которые, наверное, могли бы стать своеобразным итогом любых споров о судьбе нашей страны:

 

Россия — Сфинкс. Ликуя и скорбя,

И обливаясь черной кровью,

Она глядит, глядит, глядит в тебя

И с ненавистью, и с любовью!..

 

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.