Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Пушкина А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Роль пейзажа в лирике А. С. Пушкина


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Лирика Пушкина необыкновенно богата и разнообразна и по содержанию, и по форме. Но у него сравнительно немного пейзажных стихотворений. Природа не занимает в его творче­стве такого места, как, например, у Ф. Тютчева, А. Фета. Но образы русского пейзажа постоянно входят в стихи, посвящен­ные самым разнообразным темам. Картины природы мы встре­чаем в политической декларации поэта, стихотворении «Дерев­ня», где он говорит о бесчеловечности крепостного строя, в сти­хотворении «Осень», где Пушкин размышляет о поэтическом вдохновении, в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шум­ных. ..», где он задумывается над быстротечностью человеческой жизни, в стихотворении «К морю», где поэт повествует о своей судьбе, о своих думах. Любовная тема в стихотворении «Зимнее утро» тесно переплетается с картинами русской природы. Пей­заж у Пушкина всегда реалистичен, конкретен.

В стихотворении «Деревня» пейзаж играет очень боль­шую роль. Композиционно стихотворение делится на две части. В первой части Пушкин описывает идиллический сель­ский пейзаж Михайловского. Все дышит покоем: и «темный сад с его прохладой и цветами», и «луг, уставленный душис­тыми скирдами». «Мирный шум дубков» и «тишина полей» создают творческую атмосферу. Картины «лазурных равнин» озер, белеющий иногда «парус рыбаря» — ничто, как кажет­ся, не предвещает той напряженности чувств, накала эмоций, которыми проникнута вторая часть стихотворения. В ней поэт с гневом говорит о «рабстве тощем», «диком барстве». Как прекрасна и гармонична природа и как жестоко и бесчеловеч­но общественное устройство!

Стихотворение «К морю» — и монолог поэта, и разговор его с морем. Мысль о море, впечатление от его бескрайних просторов, от его могущества и свободы и заставляют Пуш­кина обратиться к раздумьям о своей судьбе. В стихотворении как бы подводятся итоги прошлого и вместе с тем Пушкин с тревогой задумывается о будущем. Образ моря, «свободной стихии», — это символ абсолютной свободы, которая прису­ща природе и ее явлениям, не зависящим от воли человека. И тем острее чувство собственной несвободы, невозможности самому распорядиться своей судьбой. Пушкин дает точное и проникновенное описание моря:

 

Как я любил твои отзывы,

Глухие звуки, бездны глас,

И тишину в вечерний час,

И своенравные порывы!

 

Читая это стихотворение, не только видишь «волны голу­бые», блеск южного моря, но и как будто бы слышишь всплес­ки волн, шум набегающего прибоя. Описания моря, связан­ные с ним ассоциации способствуют раскрытию внутреннего мира поэта.

Казалось бы, «Осень» — один из немногих образцов пей­зажной лирики Пушкина. Простой и скромный пейзаж сред­ней России передан здесь во всей его поэтичности. Пушкин восторгается видом русской природы, ее осенней пышностью и красотой и воспринимает эту красоту как символ вечного обновления жизни:

 

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса...

 

Сила пушкинского пейзажа в том, что он в конкретных образах показывает нам в целом всю красоту и тихую пре­лесть русской природы. Пушкин находит прекрасное в самых простых, повседневных явлениях жизни. Мы чувствуем кра­соту «легкого бега саней», «суровой зимы», «промерзлого льда», который звенит под копытами коня. Перед нами про­ходит весь цикл времен года — весна, лето, осень, зима. О весне он пишет весьма иронично:

 

...Я не люблю весны:

Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен...

Лето также не очень нравится ему:

Ох, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

 

Но даже чувствуя авторскую иронию, мы понимаем, что насмешка его не злая, а скорее добродушная. Осень — люби­мое время года поэта. Он пишет о ней во многих стихах, в романе «Евгений Онегин» и признается в безграничной любви к ней:

 

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой...

 

Последние строфы стихотворения «Осень» посвящены главной теме — теме возникновения творчества, рождения поэзии. Они подготовлены всем предыдущим содержанием. Восхищение красотой, гармонией природы пробуждает в поэте творческое вдохновение:

 

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута — и стихи свободно потекут.

 

Точные и яркие образы солнечного зимнего утра сплетены в стихотворении Пушкина «Зимнее утро» с темой любви. Жизнерадостная картина морозного утра созвучна чувствам влюбленного человека. Это стихотворение пронизано светом, радостным ощущением зимней русской природы. Этот зим­ний пейзаж легко представить себе зрительно. Голубое небо, ослепительный солнечный свет, искрящийся снежный ковер, чернеющий вдали типично русский пейзаж.

Природа не только гармонична и прекрасна, она не только пробуждает вдохновение, но и заставляет задуматься о бы­стротечности человеческой жизни:

 

Гляжу ль на дуб уединенный,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживет мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.

 

Так пишет Пушкин в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных...».

Вечная красота природы рождает в душе поэта мысли о смысле человеческой жизни. И Пушкин заканчивает стихо­творение мудрыми и светлыми словами:

 

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

 

Так пережили и помнят самого Пушкина сосновые аллеи Михайловского.

В поэзии Пушкина находит отражение подлинная красота русской природы. Пушкинский пейзаж всегда тесно связан с внутренним миром лирического героя и дает ключ к понима­нию человеческой души. Природа, описываемая поэтом, де­лает каждого добрее, отзывчивее, учит понимать прекрасное. Тютчев говорил, что «животворный океан» поэзии Пушкина дает человеку причастность к жизни всего мира.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.