Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Пушкина А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Пушкин о роли поэта и поэзии


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Кто такой поэт? Каково его место в жизни? Может быть, он выше других и имеет право учить людей то­му, как нужно жить? Или он должен быть просто зер­калом, отражающим в своей поэзии судьбы страны и чувства людей? Или, наконец, поэт имеет право только на отражение в поэзии своих собственных мыслей и чувств? В лирике Александра Сергеевича Пушкина мы находим размышления на тему значения поэта и поэзии и можем попробовать понять, какие ответы дает великий русский поэт на некоторые из этих нелегких вопросов.

Рассматривая эту тему в творчестве А. С. Пушкина, в первую очередь следует обратиться к его поэтическо­му шедевру «Пророк», написанному в 1826 году. Назва­ние и содержание стихотворения говорят нам об ис­пользовании Пушкиным библейской легенды о пророке Исайе, который находится в отчаянии, видя порочность людей, и чувствует себя оскверненным. Согласно ле­генде, серафим очищает пророка от греха и, повинуясь воле Господа, тот должен выполнить миссию по ис­правлению людей. В «Пророке» мы находим интерпре­тацию Пушкиным этой библейской легенды.

Герой стихотворения находится в удрученном со­стоянии, он томим «духовной жаждой», и тут ему явля­ется посланник Божий «шестикрылый серафим». Вдруг с поэтом происходят чудесные превращения. Он наделяется необычной для человека остротой видения окружающего мира. Его ощущения описаны в следую­щих строках:

 

Перстами легкими, как сон,

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

 

Далее Пушкин пишет:

 

Моих ушей коснулся он, —

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанъе.

 

Теперь поэт посвящен в тайны мирозданья и одарен тонким чувством восприятия внешнего мира во всем его разнообразии. Он избавлен от сомнений и страха, а в его груди горит «угль, пылающий огнем».

Открывшиеся для поэта возможности, с одной сто­роны, возвышают его над людьми, а с другой, — возла­гают на него невероятно трудную задачу. Подобно то­му, как в библейской легенде пророк Исайя наделяется Господом ответственной миссией, в пушкинском «Про­роке» «Бога глас» взывает к поэту:

 

Восстань, пророк, и виждъ, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

 

Такой видит свою миссию Пушкин. Он не пытается исправить людей, научить их, как нужно поступать, но будучи поэтом, обращается к нашим сердцам. По­эзия апеллирует не к разуму, а к душе. То есть можно сказать, что Пушкин раскрывает в этом стихотворении роль поэзии как чего-то возвышенного, стоящего над людьми, но не назидательного. Поэзия : — это часть ду­ховной жизни человека. А роль поэта — пробуждать в человеке то лучшее, что есть в нем.

Дальнейшее развитие темы роли поэта и поэзии мы находим в стихотворении Пушкина «Арион», написан­ном в 1827 году. Оно сложилось у поэта под впечатле­нием декабристского восстания, в котором лучшие лю­ди страны, среди которых были и его друзья, потерпе­ли поражение, борясь за отмену крепостничества в России. Если в «Пророке» Пушкин раскрывает тему роли поэта обобщенно-философски, то в «Арионе» он проверяет жизнеспособность этих идей в конкретной ситуации, воссоздавая в аллегорической форме траги­ческие события 1825 года:

 

...В тишине

На руль склонясь, наш кормщик умный

В молчанье правил грузный челн;

А я- беспечной веры полн,

Пловцам я пел...

 

Пловцы погибли, но певец Арион сохраняет веру в их идеалы: «Я гимны прежние пою». Пушкин дает тем самым понять, что роль поэта не только в озвучи­вании каких-либо идей, но и в верности им. Несмотря на поражение декабристов, Пушкин не изменил их об­щей вере в лучшее будущее России. Не оглядываясь на опасность подвергнуться преследованию, поэт продол­жает развивать в своем творчестве вольнолюбивую те­матику. -

Если в «Арионе» Пушкин как бы примеряет свою пророческую роль к конкретным жизненным обстоя­тельствам, то в написанном поэтом спустя девять лет известнейшем стихотворении «Памятник» (1836 г.) он уже дает оценку своей роли поэта. Мысленно подводя черту под своим творчеством, Пушкин выражает уве­ренность в том, что воздвигнутый им «памятник неру­котворный» дает ему бессмертие. Великий поэт счита­ет, что справился со своей ответственной миссией:

 

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

 

Подводя итог, можно сказать, что Александр Серге­евич Пушкин не только раскрыл в своей поэзии тему роли поэта, но и всем своим творчеством доказал, что поэт действительно может быть пророком. Многое из того, о чем мечтал Пушкин, к чему он призывал в сво­их стихах, сбылось. А самое главное — его поэзия до сих пор служит пробуждению в нас самых высоких и светлых чувств.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.