Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Пушкина А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Основные мотивы лирики А. С. Пушкина


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Страницы милые опять персты раскрыли;

Я снова умилен и трепетать готов...

А. А. Фет

 

Читая лирику А. С. Пушкина, великий русский писатель Н. В. Гоголь задался вопросом: «Что же стало предметом поэзии А. С. Пушкина?» И сам отвечал: «Все стало предме­том».

В своем творчестве поэт обращался к темам любви и друж­бы, его волновали проблемы свободы и назначения поэта.

Всю лирику А. С. Пушкина можно представить как бес­конечный роман в стихах, главным предметом изображения которого оказывается внутренний мир лирического героя с его чувствами, переживаниями и стремлениями, будь то порыв страсти, предчувствие любви или разочарования в идеале.

Одной из самых главных в творчестве поэта для меня стала тема любви, которая развивается, подобно всем мотивам его лирики. В юности лирический герой А. С. Пушкина видит в любви радость и великую общечеловеческую ценность:

 

...мои стихи, сливаясь и журча,

Текут, ручьи любви, текут полны тобою.

Во тьме твои глаза блистают предо мною,

Мне улыбаются — и звуки слышу я:

Мой друг, мой нежный друг... люблю... твоя... твоя!..

 

Но постепенно с взрослением лирического героя тема любви переосмысливается, и теперь для А. С. Пушкина ста­новятся важнее чувства и переживания любимой женщины:

 

Но ты от горького лобзанья

Свои уста оторвала;

Из края мрачного изгнанья

Ты в край иной меня звала.

 

Лирический герой Пушкина способен ценить любое чув­ство и наслаждаться даже грустью любви:

 

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою...

 

По мере того как лирический герой становится личнос­тью, он наделяется способностью жертвовать своими чувства­ми ради счастья любимой женщины. В качестве примера я хотела бы привести свое любимое стихотворение «Я вас любил: любовь еще, быть может...», в котором неразделенная любовь поэта лишена всякого эгоизма:

 

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

 

Кульминацией этой темы можно по праву считать стихо­творение «Мадонна», в котором А. С. Пушкин возносит жен­щину до небес и обожествляет ее:

 

Исполнились мои желания.

Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

 

Тема дружбы становится одной из центральных тем в ли­рике А. С. Пушкина. В ранний период творчества, когда юный творец учился в Царскосельском лицее, дружба вопло­щала собой лишь счастье и беззаботность:

 

Что смолкнул веселия глас?

Раздайтесь, вакхальны припевы!

Да здравствуют нежные девы

И юные жены, любившие нас!

 

По мере взросления поэта тема дружбы эволюционирует, и А. С. Пушкин видит в дружбе не только радость, но и трагичность. Поэт испытывает огромную боль за утраченных друзей, и мне особо дорого стихотворение «19 октября», ко­торое было написано в 1825 году. В этом произведении чув­ствуется разочарование. Пушкин отмечает верность и предан­ность старых друзей.

С мольбой моей печальной и мятежной, С доверчивой надеждой первых лет, Друзьям иным душой предался нежной; Но горек был небратский их привет.

Сравнивая «19 октября» 1825 года и «19 октября» 1827 года, легко заметить произошедшие изменения в душе лирического героя. Если в 1825 году поэт думает о верности своим друзьям, о том, что многие товарищи потеряны: «Кого от вас увлек холодный свет? Кто не пришел? Кого меж вами нет?», то в 1827 году совершенно другое настроение посещает автора. Стихотворение наполнено весельем, радостью и опти­мизмом: «Бог помочь вам, друзья мои...»

Принято считать, что одной из основных тем поэзии А. С. Пушкина является тема свободы. Читая любимые про­изведения русского поэта, сколько граней свободы можно уви­деть в его творчестве! Свое начало тема свободы берет в оде «Вольность», где идеалом молодого поэта оказывается кон­ституционная монархия:

 

Владыки! вам венец и трон

Дает Закон — а не природа;

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас Закон.

 

Однако уже через два года А. С. Пушкин отказывается от сугубо политического понимания свободы. Это легко заметить в стихотворении «Деревня», в котором проявляется интерес поэта к свободе частного человека:

О, если б голос умел сердца тревожить! Почто в груди моей горит бесплодный жар И не дан мне судьбой Витийства грозный дар? Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный И Рабство, падшее по манию царя, И над отечеством Свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная Заря?

Такое восприятие свободы открывает множество возмож­ностей для лирического героя: самосовершенствования, само­углубления и творчества:

 

Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!

В уединенье величавом

Слышнее ваш отрадный глас.

Он гонит лени сон угрюмый,

К трудам рождает жар во мне,

И ваши творческие думы

В душевной зреют глубине.

 

Также в творчестве А. С. Пушкина можно увидеть еще одно понимание свободы: романтическое восприятие вольнос­ти. Одним из моих самых любимых стихотворений является произведение «К морю», в котором проявляется принцип ро­мантического двоемирия. Лирический герой мыслит себя че­ловеком необыкновенным, он не может найти чего-либо рав­ного себе в обществе и поэтому обращается к миру природы, к стихии:

 

Моей души предел желанный!

Как часто по брегам твоим

Бродил я тихий и туманный,

Заветным умыслом томим!

 

Вершиной темы свободы становится стихотворение «(Из Пиндемонти)», которое является гимном личной свободе. Осо­бенно мне близки строки, посвященные воспеванию чести и достоинства человека:

 

Зависеть от царя, зависеть от народа —

Не все ли нам равно? Бог с ними.

Никому

Отчета не давать, себе лишь самому

Служить и угождать, для власти, для ливреи

Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи...

 

Так как Пушкин в своем творчестве обращался к темам поэта и поэзии, времени и вечности, нельзя забывать о фило­софской лирике поэта.

Молодой лирик воспринимал смерть очень трагично, но сознавал, что жизнь не прекращается, так как А. С. Пушкин мыслил себя очень важным звеном в цепи поколений, ему удается преодолеть трагедию смерти:

 

Здравствуй, племя

Молодое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда,

С приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет.

 

Проблема времени и вечности, на мой взгляд, одна из главных проблем в философской лирике А. С. Пушкина.

Лирический герой осознает, что человек живет в рамках времени, а природа вечна, и поэтому она равнодушна к тра­гедии человека:

 

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

 

Также в философской проблематике я хотела бы выделить тему поэта и толпы. А. С. Пушкин осознает одиночество поэта в мире обывателей, которые не могут понять, а главное — оценить его творчество:

 

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

 

Дар поэта обрекает личность на одиночество, на выделенность из толпы, на страдания, но это противопоставление толпе может быть осмыслено как благо в стихотворении «Поэт»:

 

Тоскует он в забавах мира,

Людской чуждается молвы,

К ногам народного кумира

Не клонит гордой головы...

 

Мне кажется, что самым выдающимся стихотворением, которое посвящено теме поэта и поэзии, является произведение «Пророк».

А. С. Пушкин утверждает высокую миссию поэта:

 

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

 

Это стихотворение является моим самым любимым, так как поэт показывает, что приходится пережить человеку, ко­торому назначено судьбой стать пророком:

 

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И труднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

 

В конце жизненного пути А. С. Пушкин возвращается к теме поэта и поэзии в стихотворении «Памятник», где лирика волнует тема поэтического бессмертия. В этом произведении сливаются свобода политическая и свобода творящей личнос­ти. Основной смысл содержится в строках:

 

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит —

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

 

Вера в то, что произведения останутся в сердцах и душах поколений, наполняет жизнь поэта смыслом и значимостью не только для А. С. Пушкина, но и для почитателей его та­ланта.

Чем взрослее я становлюсь, тем произведения великого русского лирика приобретают для меня все новый и новый смысл. Каждый раз, перечитывая уже с детства знакомые произведения, я открываю для себя нового Пушкина, потому что на протяжении всего жизненного пути поэт следовал своим нравственным идеалам, которые являются столь близ­кими мне.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.