Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Пушкина А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Образ моря в лирике В. А. Жуковского и А. С. Пушкина


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Романтизм как литературное направление сформировался в большинстве стран Европы к началу XIX века, вызвав к жизни целую плеяду замечательных писателей и поэтов. Выдающимися русскими поэтами-романтиками по праву счита­ются В. Жуковский, А. Пушкин, Батюшков, М. Лермонтов. Если В. Жуковский буквально стоял у истоков этого литера­турного метода в России и в своем творчестве отразил смену сентиментализма ранним романтизмом, то лирика А. С. Пуш­кина пережила уже переход от зрелого, полноценного роман­тизма к критическому реализму. В произведениях обоих поэ­тов фигурирует типичный для романтизма образ моря, по-раз­ному воспринятый и описанный в зависимости от особеннос­тей творческого видения мира авторов.

О восприятии В. Жуковским образа моря можно судить, опираясь в основном на стихотворение «Море». Поэт олице­творяет водную стихию, наделяет ее человеческими чувства­ми, страстями:

 

Ты живо, ты дышишь; тревожною думой,

Смятенной любовью наполнено ты...

 

Образ моря аллегоричен и иносказательно передает ду­шевное состояние автора; лирический герой переносит свои личные переживания на созерцаемое им море, заставляя его любить, ревновать, бунтовать. Близость героя и моря подчер­кивается многократным повторением местоимения «ты»:

 

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...

 

Море предстает перед читателем страстной стихией, скры­вающей свою любовь к небу под покровом таинственного без­молвия. Обманчивость моря — в его скрытом коварстве, дву­личии («Обманчив твоей неподвижности вид»). Автор стоит «над бездной», глубокой, неизмеримой, необъятной. Тайны моря ведомы лишь ему и автору, но опасность разлуки застав­ляет водную стихию взбунтоваться, открыться, потребовать возвращения небес; море свободно в выражении своих чувств, оно открыто и бурно протестует, борется за свой идеал.

У А. Пушкина образ моря встречается в нескольких ли­рических произведениях. Так, в стихотворении «Погасло дневное светило...», написанном поэтом на корабле в начале южной ссылки, море также показано олицетворенным, но, в отличие от моря Жуковского, оно чуждо автору («угрюмый океан» повторяется в стихотворении трижды). Однако есть и сходные черты: моря «изменчивы», то есть опять же непосто­янны, непредсказуемы. Поэт настолько погружен в свои мысли и предан печальным воспоминаниям, что он не концентрируется на образе моря, а только ощущает свою зависи­мость от воли морской бездны:

 

Лети, корабль, неси меня к пределам дальним

По грозной прихоти изменчивых морей...

 

Море решает судьбу автора, оно могуче и своевольно, оно подчиняет себе изгнанного поэта.

Наиболее ярко образ моря обрисован Пушкиным в элегии «К морю». Здесь море для автора — безусловный символ сво­боды, стихотворение даже начинается с перифраза в обраще­нии:

 

Прощай, свободная стихия!

 

Образ автора выступает наравне с образом моря, причем оба образа даны в развитии и взаимодействии друг с другом. Как и у Жуковского, у Пушкина много местоимений «ты», и это подчеркивает близость моря и лирического героя как от­дельных, самодостаточных и в то же время нужных друг другу личностей. История их отношений представлена во всем своем красочном развитии: сначала сильная привязанность («Могучей страстью очарован, у берегов остался я»), разоча­рование («О чем жалеть? <...> Один предмет в твоей пустыне мою бы душу поразил») и разлука:

 

Прощай же, море! Не забуду

Твоей таинственной красы...

 

Море интересно автору и как хранилище истории, при­нявшее в свое лоно великих мира сего. В стихотворении по­является образ Наполеона, сосланного на остров Святой Елены; однако внимание поэта больше привлекает образ его творческого кумира периода увлечения романтизмом — вы­дающегося английского романтика Дж. Байрона. Имя в сти­хотворении не называется, но образ певца моря («Шуми, взволнуйся непогодой: он был, о море, твой певец») очерчен ярко и легко узнаваем. Английский поэт представляется ав­тору близким морю, имеющим с ним много общего:

 

Он духом создан был твоим,

Как ты, могуч, глубок и значим...

 

Море — то, что роднит, сближает русского и английского поэтов, приближает Пушкина к его идеалу.

В то же время можно найти и множество черт, присущих морю Жуковского: мощь, глубина, неукротимость; главное же сходство — в осмыслении моря как символа свободы; у Жуковского как поэта раннего романтизма — менее яркого (море лишь свободно в выражении своих чувств). У Пушкина море — законченный образ-символ, а стихотворение «К морю» является одним из наиболее значимых в теме свободы и вольности.

Как выразился В. Белинский: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина». Раннеромантические традиции лирики В. А. Жуковского нашли отражение в более сложном и много­гранном творчестве А. С. Пушкина, ставшем, в свою очередь, неоценимым вкладом в развитие не только русской, но и ми­ровой литературы.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.