Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Пушкина А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Мотивы дороги и ветра в творчестве Пушкина


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Мотивы дороги и ветра не были индивидуальными моти­вами пушкинского творчества. Они имели давнюю традицию в русской литературе, и Пушкин, включая их в свои произ­ведения, во многом использовал опыт предшественников.

Для Пушкина «южного» периода мотив дороги связан с идеологией романтизма, одной из главных тем которого была тема изгнанничества или добровольного бегства. Тради­ционными для романтической поэзии причинами этого бегст­ва были неудовлетворенность героя его отношениями с обще­ством:

 

Людей и свет изведал он

И знал неверной жизни цену...

(«Кавказский пленник», 1820)

...Я вас бежал, питомцы наслаждений,

Минутной младости минутные друзья... —

(«Погасло дневное светило...», 1820)

 

или неразделенная любовь:

 

Лежала в сердце, как свинец,

Тоска любви без упованья.

(«Кавказский пленник»)

 

Романтический герой оставляет родные края и отправля­ется странствовать:

 

Покинул он родной предел

И в край далекий полетел

С веселым призраком свободы...

 

Лети, корабль, неси меня к пределам дальним

По грозной прихоти обманчивых морей,

Но только не к брегам печальным

Туманной родины моей.

 

Романтический герой — вечный скиталец, вся его жизнь — дороги, и любая остановка означает для него поте­рю свободы. В романтической поэзии тема свободы с моти­вом дороги связана очень тесно. Не случайно поэму «Цыга-ны» Пушкин начал с описания кочевого цыганского быта:

 

Цыганы шумною толпой

По Бессарабии кочуют.

Они сегодня над рекой

В шатрах изодранных ночуют.

Как вольность, весел их ночлег

И мирный сон под небесами.

 

Если же в романтическом произведении появлялась тема тюрьмы и узника, то она всегда связывалась с мотивом побе­га, со стремлением к свободе:

 

«Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер... да я!»

(«Узник», 1822)

 

Упоминание ветра здесь не случайно: в романтической литературе он стал устойчивым символом свободы.

Со стремлением к свободе мотив ветра прямо связан в стихотворении «Кто, волны, вас остановил...» (1823):

 

Взыграйте, ветры, взройте воды,

Разрушьте гибельный оплот.

Где ты, гроза — символ свободы?

Промчись поверх невольных вод.

 

Однако здесь мотив ветра получает новый по сравнению с «Узником» смысл. В 1823 году был разгромлен кишинев­ский кружок декабристов, с участниками которого Пушкин был знаком лично. Первую строфу стихотворения можно прочитать как отклик на это событие:

 

Кто, волны, вас остановил,

Кто оковал ваш бег могучий,

Кто в пруд безмолвный и дремучий

Поток мятежный обратил?

 

С декабристской проблематикой стихотворения, с его по­литической окраской (это выражено и в лексике: «поток мя­тежный», «гибельный оплот», «невольные воды») связано то, что «символом свободы» назван не просто ветер, как в «Узнике», а именно гроза. По своему символическому значе­нию она приближается к буре в стихотворении «Зачем ты по­слан был и кто тебя послал?..» (1824):

 

Вещали книжники, тревожились цари,

Толпа пред ними волновалась,

Разоблаченные пустели алтари,

Свободы буря подымалась.

И вдруг нагрянула... Упали в прах

и в кровь,

Разбились ветхие скрижали...

 

Здесь буря олицетворяет французскую революцию, кото­рая, уничтожив старые законы («разбились ветхие скрижа­ли»), должна была принести Франции свободу.

Однако в поэзии Пушкина мотив бури включался и в дру­гой контекст. Так, например, мотив этот появляется в стихо­творении «Зимний вечер» (1825). Здесь буря, стихия проти­вопоставлена маленькому замкнутому пространству, «ветхой лачужке». На антитезе дом — буря, в сущности, строится все стихотворение:

 

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя: где же кружка?

Сердцу будет веселей.

 

На аналогичной антитезе дом — дорога построено стихо­творение «Зимняя дорога» (1826). Мотив дороги здесь связы­вается с «волнистыми туманами», «печальными полянами» и «однозвучным» колокольчиком, а сама дорога названа «скучной». Этому долгому и утомительному пути противопо­ставлен домашний уют:

 

Скучно, грустно... Завтра, Нина,

Завтра, к милой возвратясь,

Я забудусь у камина,

Загляжусь, не наглядясь.

 

Если в романтической поэме мотив дороги связывался с по­стоянным движением, с кочевой жизнью и именно такая жизнь считалась наиболее приближенной к идеалу — полной свободе человека, то в 1826 году Пушкин осмысляет эту тему по-другому.

Демонстративный отход от романтической традиции в разработке мотива дороги проявился в «Евгении Онегине». В тексте романа главный герой не раз сопоставлялся с роман­тическим героем (например, в первой главе:

 

Как Child - Harold , угрюмый, томный

В гостиных появлялся он...), —

 

и путешествие Онегина должно было вызвать у читателя ассо­циации с «Паломничеством Чайльд-Гарольда». В этом сопо­ставлении еще более отчетливо проступали различия между путешествием в романтической поэме и в «Евгении Онегине». В отличие от поэмы, в романе оно лишено лирических отступ­лений и сдержанно по тону (за исключением «одесских» строф). Это было связано с особым положением, которое путе­шествие Онегина занимает в романе: здесь сравнивалось про­шлое России и ее настоящее. Онегин проезжает исторические места, но в «отчизне Миниха», Нижнем Новгороде, видит, что

 

Все суетится, лжет за двух,

И всюду меркантильный дух.

 

Контраст между героическим прошлым города и его на­стоящим подчеркивается эпитетами «поддельные», «брако­ванные» и сочетаниями «горсть услужливых гостей» и «про­шлогодни моды». Такое же противопоставление проводилось в черновом варианте и в «московской» строфе:

 

Москва Онегина встречает

Своей спесивой суетой,

Своими девами прельщает,

Стерляжьей потчует ухой.

В палате английского клоба

(Народных заседаний проба)

Безмолвно в думу погружен,

О кашах пренья слышит он.

 

Таким образом, путешествие в романе получает новое по сравнению с «южными» поэмами значение.

Но мотив дороги в «Евгении Онегине» — это не только путешествие Онегина, но и путешествие Лариных из деревни в Москву. Здесь Пушкин использует подчеркнуто «низмен­ную» лексику, недопустимую в романтической поэме:

 

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды...

 

Стилистика другой строфы, описывающей многочислен­ные неудобства при путешествии по российским дорогам:

 

Теперь у нас дороги плохи,

Мосты забытые гниют,

На станции клопы да блохи

Заснуть минуты не дают;

Трактиров нет. В избе холодной

Высокопарный, но голодный

Для виду прейскурант висит

И тщетный дразнит аппетит, —

 

построена на столкновении двух контрастных лексических рядов, которое создает комический эффект: с одной стороны, это европеизмы («прейскурант», «аппетит»), с другой — под­черкнуто бытовая, непоэтическая лексика («клопы», «блохи», «изба»).

Эти онегинские строки писались одновременно с «Дорож­ными жалобами» (1829), и стихотворение, где поэт размыш­ляет о возможной смерти на дороге, близко им по стилисти­ке и по полушутливому тону:

 

Долго ль мне гулять на свете

То в коляске, то верхом,

То в кибитке, то в карете,

То в телеге, то пешком?

Не в наследственной берлоге,

Не средь отческих могил,

На большой мне, знать, дороге

Умереть Господь судил...

 

По тематике стихотворение близко «Зимней дороге»: в последних его строфах встречается то же противопоставле­ние дорога — дом:

 

Долго ль мне в тоске голодной

Пост невольный соблюдать

И телятиной холодной

Трюфли Яра поминать?

<...> То ли дело рюмка рома,

Ночью сон, поутру чай;

То ли дело, братцы, дома!..

Ну, пошел же, погоняй!..

 

Очевидно также сходство и с другим, еще более ранним стихотворением «Телега жизни»: в стихотворении 1823 года жизнь тоже сравнивается с длительным путем, скитаниями по дурным дорогам:

 

Хоть тяжело подчас ей бремя,

Телега на ходу легка;

Ямщик лихой, седое время,

Везет, не слезет с облучка.

 

Философское значение мотив дороги получает и в «Бесах» (1830). В этом стихотворении он связывается с моти­вом вьюги, который тоже имеет символический смысл.

Путника застает в «чистом поле» метель, и, сбившись с дороги, он полностью оказывается во власти темных, враж­дебных сил:

 

«Эй, пошел ямщик!..» — «Нет мочи:

Коням, барин, тяжело;

Вьюга мне слипает очи;

Все дороги занесло;

Хоть убей, следа не видно;

Сбились мы. Что делать нам!

В поле бес нас водит, видно,

Да кружит по сторонам».

 

Человек оказывается беспомощным перед стихией, он не может справиться с этой жестокой силой:

 

Сил нам нет кружиться доле;

Колокольчик вдруг умолк;

Кони стали...

 

Сходный мотив появляется в повести «Метель» (1830), где стихия резко меняет судьбы героев вопреки их воле: из-за метели Марья Гавриловна навсегда разлучается с жени­хом; после неудавшегося побега она возвращается домой, и родители даже не подозревают о происшедших событиях; после роковой ночи Владимир отправляется в армию и поги­бает в Отечественной войне 1812 года. Наконец, из-за метели в жадринскую церковь случайно попадает Бурмин и случай­но же становится мужем Марьи Гавриловны.

Но еще больше, чем с «Метелью», стихотворение «Бесы» перекликается со второй главой «Капитанской дочки» — «Вожатый». Здесь, как и в «Бесах», застигнутый бураном путник теряет дорогу и его кони останавливаются в «чистом поле». Есть даже отдельные совпадения. Так, например, сло­вам ямщика в «Капитанской дочке»: «Да что ехать? <...> не весть и так куда заехали: дороги нет, и мгла кругом» — со­ответствует уже цитировавшийся отрывок из «Бесов». Сход­но и продолжение разговора между ямщиком и барином:

 

«Что там в поле?» —

«Кто их знает? пень иль волк», —

 

и «Вдруг увидел я что-то черное. «Эй, ямщик! — закричал я, — смотри: что там такое чернеется?» — «А бог его знает, барин, — сказал он, садясь на свое место; — <...> Должно быть, или волк, или человек». То, что «чернелось» в поле, действительно оказалось человеком, и человек этот указал Петруше Гриневу дорогу. Но в той же главе Гриневу снится пророческий сон: человек оказывается «страшным мужи­ком», который, размахивая топором, наполнил всю комнату «мертвыми телами», и этот «страшный мужик» «ласково ... кликал» Гринева и предлагал «подойти» под его «благослове­ние». Таким образом, «дорога», указанная Пугачевым, оказа­лась спасительной для Петруши и гибельной для других. Глу­боко символично то, что Пугачев появляется из бурана и спа­сает от него Гринева: таким же «беспощадным», как стихия, окажется поднятый Пугачевым бунт, и Пугачев не раз спасет от этой слепой силы Петрушу.

Мотив ветра, стихии связывается с темой бунта и в «Мед­ном всаднике» (1833), над которым Пушкин работал одно­временно с «Историей Пугачева»:

 

Но вот, насытясь разрушеньем

И наглым буйством утомись,

Нева обратно повлеклась,

Своим любуясь возмущеньем

И покидая с небреженьем

Свою добычу. Так злодей,

С свирепой шайкою своей

В село ворвавшись, ломит, режет,

Крушит и грабит; вопли, скрежет,

Насилье, брань, тревога, вой!..

И, грабежом отягощенны,

Боясь погони, утомленны,

Спешат разбойники домой,

Добычу на пути роняя.

 

Здесь, как и в «Капитанской дочке», разбушевавшаяся стихия сравнивается со «свирепой шайкою» разбойников. И эти силы, мощные и беспощадные, противостоят государст­венной власти, самодержавию:

 

В тот грозный год

Покойный царь еще Россией

Со славой правил. На балкон,

Печален, смутен, вышел он

И молвил: «С Божией стихией

Царям не совладать».

 

Мотивы дороги и ветра включались Пушкиным в самые разные по тематике произведения и приобретали все новые символические значения.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.