Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Пушкина А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Власть и поэт


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Сравнительный анализ «Стансов» А.Пушкина

и «Столетье с лишним не вчера...»

Б. Пастернака

 

Поэт всегда вольно или невольно соприкасается с государ­ственной властью. Из этого, как показала история, не полу­чается ничего хорошего для поэта и ничего полезного для власти.

Однако надежда на просвещенного правителя никогда не покидала людей искусства. Поэтому Александр Пушкин об­ращается к Николаю Первому, только что взошедшему на престол, со своеобразной интерпретацией «Фелицы», адресо- ванной в свое время Г. Державиным Екатерине Второй. Поэт дает советы царю, напоминает, слегка поучает, немного льстит, самую малость просит... Уже не веря в просвещен­ную монархию, поэт надеется хотя бы на «незлобную». Нужно обладать определенной смелостью и огромным талан­том, чтобы поучать монарха, но все же А. Пушкин идет на некоторый моральный компромисс, проводя параллель между «мятежами и казнями» «начала славных дней Петра» и кровавым завершением восстания декабристов, где боль­шинство пострадавших были близкими поэту людьми. Жес­токо? Но, во-первых, А. Пушкин был истинным сыном своей эпохи (монархической, ибо вспомним пушкинское же «рабст­во, падшее по манию царя»). Во-вторых, поэт, ставя столь высокую планку Николаю Первому, желает смягчить участь своих друзей, внушив монарху, что можно «правдой при­влечь сердца» и «нравы укротить наукой». Александр Пуш­кин именно «утешается параллелью», как скажет век спустя Борис Пастернак. Однако нельзя обвинять поэта в желании видеть на троне мудрого душой царя: образованный совес­тливый самодержец — идеал русского народа.

Через «столетье с лишним» Б. Пастернак, охваченный тем же, что и А. Пушкин, желанием, вновь возвращается к теме «мятежей и казней», но развивает ее уже в совершенно ином русле. Высокой торжественности пушкинского слога противопоставляются ирония и горечь Б. Пастернака. Двад­цатый век полностью рассеял все иллюзии «параллелей»; даже «надежду славы и добра», естественную XIX веку, поэт называет "соблазном".

А. Пушкин набрасывает лишь возможную перспективу, желаемое, а Б. Пастернак показывает воплощение этого «же­лаемого» в реальности:

 

И тот же тотчас же тупик

При встрече с умственною ленью...

 

Но и в стихотворении XX века нет безысходности и пес­симизма: душевный и умственный труд оставляют человека человеком во время любых катаклизмов: «Хотеть... труда со всеми сообща», «И те же выписки из книг, / И тех же эр со-поставленье».

Стоит обратить внимание на дату пастернаковского сти­хотворения — 1931 год. Страна уже в полной мере познала «мятежи и казни». В поэте идет борьба разума с сердцем: хо­лодный рассудок понимает, что сделан шаг в сторону пропасти, а сердце наивно верит в лучшее. Надежда у Б. Пастерна­ка питает его же скептицизм:

 

Итак, вперед, не трепеща

И утешаясь параллелью,

Пока ты жив, и не моща,

И о тебе не пожалели.

 

Поэт — человек, и слабый человек, — и он оправдывает­ся перед обществом. Вернее, общество вынуждает его оправ­дываться за то, что он не такой, как все:

 

Пока ты жив, и не моща,

И о тебе не пожалели.

 

Да, чаша страдания не будет пронесена мимо поэта, ему предстоит испить ее до дна. Он снова останется один на один с жестоким железным веком.

 

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить — не поле перейти.

(Б.Пастернак, «Гамлет»)

 

«Эр сопоставленье» показывает, что величие эпохи не за­висит от пролитой крови и количества человеческих жертв. Человек, его душа — индикатор эпохи. А значит, время, в которое жили и А. Пушкин и Б. Пастернак (гении души и труда)» можно воистину назвать великим:

 

Времена не выбирают —

В них живут и умирают.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.