Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Некрасова Н. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Мотивы лирики Н. А. Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо»


Н. А. Некрасова по праву можно считать народным поэтом, ведь не случайно столь многообразные, сложные по своей ху­дожественной структуре мотивы его лирики объединены темой народа. Стихи рассказывают о жизни крестьян и городской бедноты, о тяжелой женской доле, о природе и любви, о вы­сокой гражданственности и назначении поэта. Мастерство Не­красова заключалось прежде всего в реализме, в правдивом изображении действительности и в причастности самого поэта к народной жизни, привязанности и любви к русскому народу.

Всю жизнь и творчество Некрасов посвятил народу, поэто­му заключительное произведение поэта, поэму «Кому на Руси жить хорошо», можно считать «эпопеей народной жизни». Сюда вошел весь опыт, данный Некрасову изучением народа, все сведения о нем, накопленные «по словечку» в течение 20 лет, и, конечно, в поэме отразились и основные мотивы лирики: мотив города и деревни, поэта и гражданина, тема Родины и женской судьбы, а также многочисленные интона­ции фольклорного жанра.

Сравнивая сборник стихов Некрасова 1856 года и поэму «Кому на Руси жить хорошо», можно заметить, что их многое связывает, в первую очередь образ дороги. Сборник открыва­ется стихотворением «В дороге», а заканчивается «Школьни­ком». Эти стихи объединяет образ проселочной дороги, разго­вор барина с ямщиком («В дороге») и барина с крестьянским мальчуганом («Школьник»).

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» образ дороги соби­рает все части произведения воедино, а семеро странников, ища счастливого, встречаются во время путешествия с просты­ми людьми, которые рассказывают им о своей нелегкой жизни. Столь часто вводимый на страницы произведений образ дороги неслучаен. Дорога — важный символ, усиливающий ощуще­ние грядущей перемены в жизни России и духовном мире крестьянства.

Также в произведениях Некрасова обширна, интересна тема Поэта и Гражданина. Стихотворение «Поэт и гражданин» открывает сборник 1856 г., и одновременно та же тема звучит в финальной части «Пир — на весь мир». Соотнося высокую гражданственность с поэтическим искусством, Некрасов на первое место ставит все же гражданские интересы, на основе которых формируется в дальнейшем и род занятий человека:

 

Будь гражданин! служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Всеобнимающей Любви...

(«Поэт и гражданин»)

 

Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного

Родного уголка...

(«Кому на Руси...»)

 

Между написанием обоих произведений прошло несколько лет, за это время многое изменилось в жизни страны и миро­ощущении людей, изменились в обществе место и роль Поэта и Гражданина.

В стихотворении Поэт далек от реальности, не может от­рицать «красоту небес» и «милую ласку», а потому при слове «гражданин» лишь «тихо склоняет голову». Его Муза, «тихо зарыдав», навек уходит, в то время как в главе «Пир — на весь мир» Муза, источник вдохновения, посещает Гришу Добросклонова, призывая его сочинять новые песни о родной стране, вольной и свободной.

Таким образом, Гриша соединяет в себе качества и Поэта, и Гражданина, показывая тем самым постепенный, но стре­мительный рост народного самосознания (неслучайно даже по­мещик Оболт Оболдуев называет семерых правдоискателей гражданами):

 

Слышал он в груди своей силы необъятные,

Услаждали слух его звуки благодатные,

Звуки лучезарные гимна благородного —

Пел он воплощение счастия народного!..

 

Лирику Некрасова и его поэму объединяет также сама конструкция стиха. Часто стихи написаны в форме диалога барина и простого человека, причем речь крестьянина обычно доминирует («В дороге», «Песня Еремушке» и т. д.), или в форме песни, рассказывающей о тяжелой жизни народа (мно­гие стихи, даже так и называются: «Песня Еремушке», «Ко­лыбельная песня»...).

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» сами странники ведут беседу с простыми людьми, расспрашивая об их жизни, — глава «Счастливые» и др. Музыкальность же, пе­сенный напев — характерная особенность всей поэмы. Но наи­более полно и глубоко этот жанр устного народного творчества раскрывается в главе «Пир — на весь мир», где на страницы произведения вводятся целые песни: «Веселая», «Барщин­ная», «Голодная», «Солдатская», «Соленая», «Русь»). Можно заметить, что в поэме сильно фольклорное начало (не только песни, но и сказочный зачин, легенды и мифы, обилие загадок, пословиц и поговорок). Одновременно усиливается и антикре­постнический настрой, что тоже во многом объединяет поэму с лирикой.

В «Псовой охоте» Некрасов не только воспевает охоту как некую барскую прихоть. Нельзя не заметить сатирической направленности стихотворения. Описывая жизнь барина, поэт щедро иронизирует:

 

Выпив изрядно, поужинав плотно,

Барин отходит ко сну беззаботно,

Завтра велит себя раньше будить.

Чудное дело — скакать и травить!

Чуть не полмира в себе совмещая,

Русь широко протянулась, родная!

Много у нас и лесов и полей,

Много в отечестве нашем зверей!

Нет нам запрета по чистому полю

Тешить степную и буйную волю.

 

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» тоже есть отрывок, посвященный охоте с борзыми и гончими. Старинная русская забава — псовая охота — была едва ли не самым ярким штри­хом дореформенной помещичьей жизни.

 

Ой ты, охота псовая!

Забудут все помещики,

Но ты, исконно-русская

Потеха! не забудешься

Ни во веки веков! —

 

восклицает помещик Оболт Оболдуев, вспоминая дорогие ему недавние времена крепостного права.

Таким образом, тема обличения крепостничества и само­державия, любовь к простому человеку, сочувствие обижен­ным и угнетенным, главная в творчестве Некрасова, но среди такого разнообразия подходов к ее раскрытию особое место, конечно, занимает образ русской женщины-крестьянки.

Русская женщина всегда была для автора главной носи­тельницей жизни, выражением ее полноты, как бы символом национального существования. Женская тема в поэзии Некра­сова обширна и многогранна, она включает в себя и тему ма­теринства, и тему судьбы русской крестьянки, рассказ о ее тяжелой доле и безысходности положения в условиях крепост­ничества. Но в то же время поэт преклоняется перед силой характера, твердостью духа, красотой души русской женщи­ны, перед ее непоколебимостью и стойкостью. В лирике Не­красова многие произведения посвящены именно женской тематике; здесь описываются всевозможные жизненные ситуа­ции и то, как в них проявляет себя женский характер. В поэме же «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов сумел собрать во­едино лучшие качества русского характера и создать цельный женский образ. Не случайно образ Матрены Тимофеевны со­здан так, что она как бы все испытала и побывала во всех состояниях, в каких могла побывать русская женщина.

В «Крестьянке», так же как и в поэме «Мороз, Красный нос» и стихотворении «Тройка», песни, мечты, воспоминания главной героини открывают весь цикл крестьянской жизни: ничем не омраченное детство и юность («мне счастье в девках выпало...»), свадьба — переломный момент в жизни девушки («поблекло бело личико... и волюшка скатилася с девичьей головы...»), а затем безрадостная замужняя жизнь:

 

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля — с рабом повенчаться,

Вторая — быть матерью сына-раба,

А третья — до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

(«Мороз, Красный нос»)

 

А бабам на Руси

Три петли: шелку белого,

Вторая — шелку красного,

А третья — шелку черного,

Любую выбирай!

В любую полезай...

(«Кому на Руси жить хорошо»)

 

Можно заметить, что и в лирике Некрасова тема тяжелой женской доли играет определенную роль во всей женской тематике («Тройка», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Орина, мать солдатская» и т. д.):

 

Завязавши под мышки передник,

Перетянешь уродливо грудь,

Будет бить тебя муж-привередник

И свекровь в три погибели гнуть.

(«Тройка»)

 

Плетка свистнула,

Кровь пробрызнула...

Аи! Лели! Лели!

Кровь пробрызнула...

(«Кому на Руси...»)

 

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

 

Русскую женщину Некрасов сравнивает с молчаливой Музой, которая вынуждена терпеть все обиды, унижения и оскорбления, не имея даже права защитить себя:

 

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя...

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

(«Вчерашний день...»)

 

Терпи многокручинная,

Терпи многострадальная,

Нам правды не найти...

(«Кому на Руси...» )

 

Интересно то, что социальная незащищенность крестьяни­на тесно связана с его природной незащищенностью. Крестья­нин полностью находится во власти природных сил, его жизнь определяется временем года, погодой и т. д. Не случайно все упоминания о природе связаны прежде всего с теми сельско­хозяйственными работами, которые ведутся в это время года. Такое своеобразие единения крестьянина с природой просле­живается и в лирике, и в поэмах Некрасова; лето, например", всегда связано со сбором урожая, с жатвой:

 

Стала скотинушка в лес убираться,

Стала рожь-матушка в колос метаться,

Бог нам послал урожай!

(«Мороз, Красный нос»)

 

Петровки. Время жаркое.

В разгаре сенокос.

( «Кому на Руси...» )

 

«Стой, ямщик! жара несносная,

Дальше ехать не могу!»

Вишь, пора-то сенокосная —

Вся деревня на лугу.

(«Песня Еремушке»)

 

Жизненный цикл тесно связан с циклом природным, и нарушение одного звена цепи естественно приводит к разру­шению других — нарушается природная гармония, создается ощущение катастрофы, совершающейся в природе:

 

Нет солнца, луна не взошла...

Как будто весь мир умирает:

Затишье, снежок, полумгла...

(«Мороз, Красный нос»)

 

...На небо глянула —

Ни месяца, ни звезд.

Сплошная туча черная

Висела над деревнею...

(«Кому на Руси...»)

 

Это нарушение природного ритма происходит, например, когда у Матрены Тимофеевны умирает сын Дёмушка, у Дарьи муж («Мороз, Красный нос»), Орина теряет единственного сына («Орина, мать солдатская»). Здесь затрагивается еще одна важная для Некрасова тема — тема материнства, безгранич­ная, взаимная любовь матери и сына, перерастающая в любовь к Родине («Рыцарь на час», «Орина, мать солдатская», главы «Песни», «Дёмушка», «Волчица»). Но рядом с этим постоянно присутствует мотив смерти, тоже играющий в произведениях немаловажную роль. Преждевременная смерть близкого чело­века как бы предвещает трагедию, обреченность и несостоя­тельность всей дальнейшей жизни. Но сама по себе смерть не так страшна, страшна именно незавершенность жизненного цикла, нарушение привычного твердого порядка. Это можно назвать еще одним мотивом, объединяющим лирику и поэму «Кому на Руси жить хорошо».

Действие поэмы происходит в основном в сельской мест­ности, поэтому здесь практически отсутствует городской мотив. Но нельзя утверждать, что городская тематика в про­изведении абсолютно не затрагивается. Мотивы города и де­ревни тесно связаны между собой; ведь жизнь городских низов — это, в сущности, жизнь тех же самых крестьян, но только не в деревенском, а в городском их быту: то же нищен­ское существование, та же неудовлетворенность жизнью, те же постоянные унижения и оскорбления.

Правда, город в поэме все же упоминается в главе «Губер­наторша» , когда Матрена Тимофеевна приходит в губернский дворец с просьбой вернуть мужа. Сцена у парадных дверей, разговор крестьянки со швейцаром напоминает стихотворение «Размышления у парадного подъезда», когда мужики, толпясь у главного входа некоего правительственного учреждения, про­сят «допустить» их. Отличие заключается лишь в том, что Матрене Тимофеевне удается добиться встречи с губернатор­шей и заслужить ее расположение.

Таким образом, сюжет поэмы постоянно осложняется но­выми мотивами, которые позволяют с разных сторон охарак­теризовать народную жизнь, раскрыть многогранность и слож­ность русского характера.

Глубокая привязанность и безграничная любовь к русскому народу определили направленность стихов Некрасова, сделали его исключительным, истинно народным поэтом. Перед смер­тью кроме поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов со­здает еще один цикл лирических стихов, где слышится та же боль, та же тревога за народ:

 

Не русский — взглянет без любви

На эту бедную, в крови,

Кнутом иссеченную Музу...

 

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» и последние стихи Некрасова являются как бы обобщением его творчества и всей жизни, отданной на служение народу.

Но, несмотря на общий пессимизм его произведении, в последних стихах все же звучит надежда на возрождение Рос­сии и вера в счастливое будущее народа:

 

Но желал бы я знать, умирая,

Что стоишь ты на верном пути,

Что твой пахарь, поля засевая,

Видит ведренный день впереди;

Чтобы ветер родного селенья

Звук единый до слуха донес,

Под которым не слышно кипенья

Человеческой крови и слез.

 

Не случайно и финальная часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо» звучит оптимистически:

 

Рать подымается —

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и забитая,

Ты и всесильная,

Матушка-Русь!

   
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.