Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Некрасова Н. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Ермил Гирин и Яким Нагой (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» рассказывает читателю о судьбах самых разных лю­дей. И судьбы эти в большинстве своем поражают трагичностью. Нет на Руси счастливых людей, жизнь каждого одинаково тяжела и убога. И поэтому, раз­мышляя над прочитанным, испытываешь грусть.

Яким Нагой — один из мужиков, с кем прихо­дится столкнуться странникам в своем путешествии. Первые строки, в которых сказано об этом человеке, поражают своей безысходностью:

 

В деревне Босове Яким

Нагой живет,

Он до смерти работает,

До полусмерти пьет!..

 

История жизни Якима Нагого очень проста и трагична. Он когда-то жил в Питере, но разорился, попал в тюрьму. После этого возвратился в деревню, на свою родину, и принялся за нечеловечески тяже­лую, выматывающую работу.

 

С тех пор лет тридцать жарится

На полосе под солнышком,

Под бороной спасается

От частого дождя,

Живет — с сохою возится,

А смерть придет Якимушке —

Как ком земли отвалится,

Что на сохе присох...

 

Эти строчки говорят о жизни простого мужика, единственным занятием и одновременно смыслом существования которого является тяжелая работа. Именно такой удел был характерен для основной ча­сти крестьянского народа — отсутствие всех радос­тей, кроме той, что может подарить пьянство. Имен­но поэтому Яким и пьет до «полусмерти».

В поэме описан эпизод, который кажется очень странным и вызывает живейшее удивление читате­ля. Яким купил для своего сына красивые картинки и повесил их на стене в избе.

 

И сам не меньше мальчика

Любил на них глядеть.

 

Но вдруг загорелась вся деревня, и Якиму было необходимо спасти свое немудреное богатство — на­копленные тридцать пять целковых. Но он в первую очередь стал снимать картинки. Его жена бросилась снимать со стен иконы. Так и получилось, что целко­вые «слились в один комок».

Человек в первую очередь во время пожара спа­сает то, что ему дороже всего. Якиму были дороже всего не деньги, накопленные неимоверно тяжелым трудом, а картинки. Рассматривание картинок было его единственной радостью, поэтому он не мог допу­стить, чтобы они сгорели. Душа человека не может довольствоваться серым и убогим существованием, в котором есть место только работе, изнуряющей до бессилия. Душа требует прекрасного, возвышенного, а картинки, как ни странно это звучит, словно яви­лись символом чего-то недостижимого, далекого, но в то же время вселяющего надежду, на минуту позво­ляющего забыть об убогой действительности.

Описание внешности Якима не может не вызвать сострадания и жалости:

 

Вгляделся барин в пахаря:

Грудь впалая; как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле;

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо,

Рука кора древесная,

А волосы песок.

 

Перед читателем предстает изможденный чело­век, у которого практически не осталось сил и здоро­вья. Все, абсолютно все забрала у него работа. У него нет в жизни ничего хорошего, поэтому он так и тя­нется к пьянству:

 

Слово верное:

Нам подобает пить!

Пьем значит силу чувствуем!

Придет печаль великая,

Как перестанем пить!..

Работа не свалила бы,

Беда не одолела бы,

Нас хмель не одолит!

 

На образе Якима Нагого показана вся трагич­ность существования простого мужика, он — символ беспросветности и безнадежности, и именно об этом говорит автор, рисуя данные картины.

Образ Ермила Гирина отличается от образа Яки­ма Нагого. Если у Якима наблюдается полная покор­ность судьбе, нет даже малейшего намека на сопро­тивление, то Ермил предстает перед читателем более сильным, он пытается как-то изменить собственную безрадостную жизнь.

У Ермила была мельница. Не бог весть какое бо­гатство, но и его мог потерять Ермил. Во время тор­гов, когда Ермил честно пытался отвоевать собствен­ное имущество, ему потребовалась большая сумма денег. Ермил просит всего полчаса, в течение этого времени обещает принести деньги — огромную сум­му. Мужик оказался настолько находчивым, что от­правился на площадь и обратился с просьбой ко все­му честному народу. А поскольку день был базарный, то Ермила услышали очень многие. Он попросил у людей денег, пообещав вскоре отдать долг.

 

И чудо сотворилося

На всей базарной площади

У каждого крестьянина,

Как ветром, полу левую

Заворотило вдруг!

Крестьянство раскошелилось,

Несут Ермилу денежки,

Дают, кто чем богат.

 

Некрасов описывает нетипичный случай. Чело­век обращается за помощью, и ему помогают абсо­лютно незнакомые люди. Странники, услышав такую историю, очень удивлены, почему же народ отклик­нулся на просьбу Ермила. И слышат в ответ, что Гирин — человек совершенно удивительный. Он долгое время работал писарем, помогал всем, ничего не тре­буя взамен:

 

Лет двадцать было малому.

Какая воля писарю"?

Однако для крестьянина

И писарь человек.

К нему подходишь к первому,

А он и посоветует

И справку наведет;

Где хватит силы выручит,

Не спросит благодарности,

И дашь, так не возьмет!

 

Благодаря такому отношению к людям Ермил был избран бурмистром, несмотря на свою молодость. Он был справедливым, никогда не допускал обмана и подлости. Только один-единственный раз допустил Ермил ошибку. Он захотел спасти своего брага из рекрутчины, поэтому отправил в солдаты сына бедной крестьянки. Но этот поступок заставляет его раскаи­ваться, болью отзывается в душе:

 

Сам Ермил,

Покончивши с рекрутчиной,

Стал тосковать, печалиться,

Не пьет, не ест; тем кончилось,

Что в деннике с веревкою

Застал его отец.

Тут сын отцу покаялся:

«С тех пор, как сына Власъевны

Поставил я не в очередь,

Постыл мне белый свет!»

 

Отчего так страдает Ермил? Любой неправедный, несправедливый поступок кажется ему преступлени­ем. Это свидетельствует о благородстве простого че­ловека. После того как Гирин исправил свою ошибку, он отказался от должности.

Образ Ермила Гирина не менее трагичен, но вы­зывает уважение и восхищение читателя. В столь неимоверно сложных условиях, в которых он вынуж­ден жить, ему удается проявлять такие положитель­ные черты своего характера, как благородство, чест­ность, доброту, сострадание.

Образы Ермила Гирина и Якима Нагого показы­вают читателю, что, несмотря на разницу в характе­ре, в отношении к жизни, простой человек покорен судьбе и даже не пытается протестовать. Яким На­гой живет в тесных рамках своего мирка, в котором есть место только работе и пьянству. Ермил Гирин честен, порядочен, умен, но принимает все правила окружающего мира. Жизнь простого народа вселяет в читателя чувство безысходности и горечи за униже­ния, бедствия и страдания русских людей.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.