Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Некрасова Н. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Гражданственность и народность лирики Н. А. Некрасова


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Ни один великий поэт или писатель не может пройти мимо вопроса о роли и значении поэта в поэзии.

Рылеев — поэт-декабрист — первым провозгласил по­этического кредо: «Я не поэт, а гражданин», — заявил он, закрепив мученической смертью своей девиз. Поэт должен быть прежде всего гражданином своей отчизны, борцом за лучшие, передовые идеалы своего времени. Исключительно высоко оценивал назначение поэта Пушкин. Он уподоблял поэта пророку, которому дано «глаголом жечь сердца лю­дей». («Пророк»)

Лермонтов в 30-е годы XIX века скорбел о том, что го­лос поэта не звучит более «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных».

Некрасов явился преемником и продолжателем передовых традиций великих русских поэтов предшествующих эпох. Он воскресил боевой, действенный дух поэзии. Некрасова с пер­вых шагов литературной деятельности волновали вопросы о назначении поэзии и роли поэта в обществе. Небольшое сти­хотворение «Тот не поэт» заканчивается словами:

 

...Кто продает себя толпе за злато,

Тот не поэт!

 

Взгляды Некрасова на назначение поэта и поэзии вы­кристаллизовались в процессе борьбы с реакционной тео­рией «искусство для искусства». Некрасов писал Толстому в 1856 году: «... в нашем отечестве роль писателя есть преж­де всего роль учителя и, по возможности, заступника за безгласных и приниженных».

Свой манифест поэта революционной демократии Некра­сов утвердил в знаменитом стихотворении-диалоге «Поэт и гражданин».

Спать, молчать поэту стыдно, но еще хуже, когда поэт уводит общество от больных вопросов современности в мир узко личных чувств и переживаний:

 

С твоим талантом стыдно спать:

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать.

 

Строки эти относились к реакционным поэтам, сторон­никам «чистого искусства», отгораживающих поэзию от жизни «китайской стеной». Некрасов обращается к поэту с призывом, который звучит как обращение ко всем совре­менникам, в ком осталась хоть искра совести и любви к родине:

 

Не может сын глядеть спокойно,

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К Отчизне холоден душой,

Ему нет горше укоризны...

 

Некрасов требует, чтобы поэт был прежде всего граж­данином:

 

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

 

В стихотворении «Элегия», написанном в конце жиз­ненного пути, в 1874 году, Некрасов снова обращается к вопросу о содержании и роли поэзии в общественной жиз­ни. Он говорит:

 

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая «страдания народа»,

И что поэзия ее забыть должна.

Не верьте, юноши!

Не стареет она.

 

В «Элегии» поэт, используя риторический вопрос, ут­верждает, что реформа не принесла народу облегчения (на­род освобожден, но счастлив не народ, так как, несмотря на реформу, люди влачатся в нищете, «покорствуя бичам»). Надежду на подлинное освобождение крестьян путем ре­форм он называет «наглым увлечением». В этом стихотво­рении Некрасов еще раз подчеркивает и народность и бое­вой, действенный характер своей поэзии.

 

Я лиру посвятил народу своему,

Быть может, я умру, неведомый ему,

Но я ему служил и сердцем я спокоен.

 

В своих стихах поэт добивался необычайного обобще­ния. Например, «Забытая деревня» вызывает мысль, что это вся Россия, похожая на забытую деревню. Или «Раз­мышления у парадного подъезда», где сразу ясна основная мысль: народ забит, бесправен, унижен. Чиновники и по­мещики бессовестно грабят его. Вскрываются ханжество, ли­цемерие, пошлость владельцев «роскошных палат». Народ­ность должна определяться степенью типизации, обобщенно­сти, широтой охвата. Мысль о том, что народ забит и бесправен заключена в следующем:

 

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал?

 

Некрасов не примиряется с тяжелой жизнью народа. Он хочет, чтобы о ней узнали все, и пишет о ней снова и сно­ва, в частности о тяжелом принудительном труде детей («Плач детей»).

Некрасов резко и обличающе показал контрасты горо­да. В 1843 году поэтом было написано одно из его наибо­лее проникновенных стихотворений: «Еду ли ночью по ули­це темной,..». В нем показана типичная картина нужды, горя, будничная мучительная петербургская драма.

Это рассказ о безрадостной любви бедняков, о зловещей нищете, калечащей самые светлые и чистые чувства челове­ка. Голодное существование, смерть ребенка, самоотвержен­ная решимость матери пожертвовать собой для того, чтобы купить гроб ребенку и ужин отцу.

Основное внимание Некрасов уделяет крестьянской тя­желой жизни. Крестьянство ассоциируется у поэта с всем народом (так как в это время крестьянство составляло по­давляющую часть населения). Если в ранних стихах, отра­жая тяжелое положение крестьянства, полное его беспра­вие, поэт не указывал людей, которые приведут народ к счастью, и те силы, которые будут решающими в борьбе за него, то в творчестве 60—70-х годов уже ясно звучат моти­вы народной революции как единственного пути освобож­дения. И народ уже выступает в роли той силы, которая «грудью проложит дорогу себе».

Некрасов изображал русский народ трудолюбивым, вы­носливым, но в то же время униженным, зависимым. Ис­ходя из этого, поэт в стихотворении «Железная дорога» говорит о простом мужике, его привычке работать:

 

Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять...

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.