Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведению Лермонтова М. Ю. Мцыри


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Сравнительная характеристика Онегина и Печорина (Передовые люди 19 века)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанъя и сомненья,

В бездействии состарится оно.

М. Ю. Лермонтов

 

«Евгений Онегин» Пушкина был для поэта, по его словам, плодом «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Белинский в своей статье «Евгений Онегин» назвал это произведение «энциклопедией рус­ской жизни». И в самом деле, в этом романе, как в ма­гическом кристалле отразилась картина всех слоев русской жизни: и высшего света, и мелкопоместного дворянства, и народа — Пушкин хорошо изучил жизнь всех слоев общества начала XIX века. В те годы, когда поэт работал над своим самым любимым произведени­ем, ему пришлось много пережить, потерять многих друзей, испытать горечь от гибели лучших людей Рос­сии. На фоне картин русской жизни 20-х годов XIX ве­ка показана драматическая судьба лучших людей, пе­редовой дворянской интеллигенции эпохи декабристов.

Без Онегина был бы невозможен «Герой нашего времени» Лермонтова, потому что реалистический ро­ман, созданный Пушкиным, открывал первую страницу в истории великого русского романа XIX века. Пушкин воплотил в образе Онегина многие из тех черт, которые потом развернуты в отдельных персонажах Лермонто­ва, Тургенева, Герцена, Гончарова. Евгений Онегин и Печорин очень похожи по характеру, оба они из светской среды, получили хорошее воспитание, они стоят на более высокой ступени развития, отсюда их тоска, хандра и неудовлетворенность. Все это свойст­венно душам более тонким и более развитым. Пушкин пишет об Онегине: «Хандра ждала его на страже, и бе­гала за ним она, как тень иль верная жена». Светское общество, в котором вращался Онегин, а позднее и Пе­чорин, испортило их. Оно не требовало знаний, доста­точно было поверхностного образования, важнее было знание французского языка и хороших манер. Евгений, как все, «легко мазурку танцевал и кланялся непри­нужденно». Свои лучшие годы он тратит, как большин­ство людей его круга, на балы, театры и любовные ув­лечения. Такой же образ жизни ведет и Печорин.

Очень скоро оба начинают понимать, что эта жизнь пуста, что за «внешней мишурой» не стоит ничего, в свете царит скука, клевета, зависть, люди тратят внутренние силы души на сплетни и злобу. Мелкая су­ета, пустопорожние разговоры «необходимых глупцов», душевная пустота делают жизнь этих людей однооб­разной, внешне ослепительной, но лишенной внутрен­него содержания. Праздность, отсутствие высоких ин­тересов опошляют их существование. День похож на день, трудиться незачем, впечатлений мало, поэтому самые умные и лучшие заболевают меланхолией. Сво­ей Родины и народа они, по существу, не знают. Оне­гин «хотел писать, но труд упорный ему был тошен...», в книгах он тоже не нашел ответа на свои вопросы. Онегин умен и мог бы приносить пользу обществу, но отсутствие потребности в труде является причиной того, что он не находит себе занятия по душе.

От этого он и страдает, понимая, что верхний слой общества живет за счет рабского труда крепостных. Крепостное право было позором царской России. Оне­гин в деревне попытался облегчить положение своих крепостных крестьян («...ярем он барщины старинной оброком легким заменил...»), за что был осужден сосе­дями, которые считали его чудаком и опасным «вольно­думцем». Печорина также многие не понимают. Для то­го чтобы глубже раскрыть характер своего героя, Лер­монтов помещает его в самые различные социальные сферы, сталкивает с самыми разнообразными людьми. Когда вышло в свет отдельное издание «Героя на­шего времени», то стало ясно, что до Лермонтова русского реалистического романа не было. Белинский от­мечал, что «Княжна Мери» — одна из главных повес­тей в романе. В этой повести Печорин рассказывает о самом себе, раскрывает свою душу. Здесь сильнее всего проявились особенности «Героя нашего времени» как психологического романа. В дневнике Печорина мы находим его искреннюю исповедь, в которой он раскры­вает свои мысли и чувства, беспощадно бичуя прису­щие ему слабости и пороки. Здесь дана разгадка его характера и объяснение его поступков. Печорин — жертва своего тяжелого времени. Характер Печорина сложен и противоречив. Он говорит о себе: «Во мне два человека: один живет, в полном смысле этого слова, — другой мыслит и судит его». В образе Печорина видны черты характера самого автора, но Лермонтов был ши­ре и глубже своего героя. Печорин тесно связан с пере­довой общественной мыслью, но он причисляет себя к жалким потомкам, которые скитаются по земле без убеждений и гордости. «Мы не способны к более вели­ким жертвам ни для блага человечества, ни для собст­венного счастья», — говорит Печорин. Он потерял веру в людей, его неверие в идеи, скептицизм и несомнен­ный эгоизм — результат эпохи, наступившей после 14 декабря, эпохи нравственного распада, трусости и пош­лости того светского общества, в котором вращался Пе­чорин. Основная задача, которую поставил перед собой Лермонтов, — это написание образа современного ему молодого человека. Лермонтов ставит проблему силь­ной личности, столь непохожей на дворянское общест­во 30-х годов.

Белинский писал, что «Печорин — Онегин нашего времени». Роман «Герой .нашего времени» — это горь­кое раздумье над «историей души человеческой», ду­ши, погубленной «блеском обманчивой столицы», ищу­щей и не находящей дружбы, любви, счастья. Печо­рин — страдающий эгоист. Об Онегине Белинский писал: «Силы этой богатой натуры остались без прило­жения: жизнь без смысла, а роман без конца». То же самое можно сказать и о Печорине, Сравнивая двух ге­роев, критик писал: «...В дорогах разница, а результат один». При всей разнице внешнего облика и различии характеров и Онегин, и Печорин, и Чацкий принадле­жат к галерее «лишних людей, для которых в окружа­ющем обществе не находилось ни места, ни дела».

Стремление найти свое место в жизни, понять «на­значение великое» составляет основной смысл лермон­товской лирики. Не эти ли размышления занимают Пе­чорина, ведут его к мучительному ответу на вопрос: «Зачем я жил?» На этот вопрос можно ответить слова­ми Лермонтова: «Быть может, мыслию небесной и си­лой духа убежден, я дал бы миру дар чудесный, а мне за то — бессмертье он...» В лирике Лермонтова и раз­думьях Печорина встречаем мы печальное признание того, что люди — это тощие плоды, до времени созрев­шие. Как перекликаются слова Печорина о том, что он презирает жизнь," и лермонтовское «но судьбу, я и мир презираю», поэтому в «Герое нашего времени» мы так явственно слышим голос поэта, дыхание его времени. Изображая судьбы своих героев, типичные для их по­коления, Пушкин и Лермонтов протестуют против дей­ствительности, которая вынуждает людей даром рас­трачивать силы.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.