Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведению Лермонтова М. Ю. Мцыри


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Почему повесть «Княжна Мери» занимает центральное место в романе «Герой нашего времени»?


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Реализм, как направление в литературе, имеет очень долгую историю. Ещё Александр Сергеевич Пушкин изобразил сложный и противоречивый характер Евге­ния Онегина, главного героя одноимённого романа в стихах. Великий поэт показал, как влияет на Онегина окружающее его общество, как оно формирует харак­тер молодого человека. Михаил Юрьевич Лермонтов развивает эту традицию Пушкина, но если Онегин изоб­ражён со стороны, о нём рассказывает автор, то Григо­рий Александрович Печорин, главный герой романа Лермонтова, показан с разных то чек зрения, что намно­го усиливает глубину раскрытия его сложного характе­ра. В этом смысле Лермонтов был новатором.

Сам М.Ю.Лермонтов определил цель романа «Герой нашего времени» как изображение всего поколения. Он подчёркивал, что «история души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полез­нее истории целого народа». Но душа Григория Алек­сандровича Печорина отнюдь не мелкая, ведь, как мы понимаем, читая роман, он человек необыкновенный. Именно поэтому для Лермонтова важно как можно глуб­же раскрыть характер Печорина. Поэтому он и прибе­гает к весьма необычному построению романа. Какова же особенность его композиции?

При описании важнейших событий в жизни главно­го героя автор нарушил хронологическую последова­тельность. Если её восстановить, то первое место в ро­мане должна занять повесть «Тамань», ведь именно в Тамани останавливается Печорин, следовавший на Кав­каз. После службы в действующем отряде он отправля­ется на «воды», живёт в Пятигорске и Кисловодске, уби­вает на дуэли Грушницкого. За участие в дуэли его вы­сылают в крепость, где молодой человек встречается с Максимом Максимычем. Оттуда прапорщик на корот­кое время отправляется в станицу. Потом Печорин едет в Петербург и через пять лет снова оказывается на Кав­казе, отправляясь в Персию. На обратном пути из Пер­сии он умирает. Но почему же Лермонтов отказывается от такой последовательности изложения? Дело в том, что автору важно показать своего героя с разных точек зрения, в новой общественной среде, в окружении лю­дей, занимающих различное положение в обществе.

В роман Григорий Александрович Печорин входит человеком «странным». Рассказчиком в первой повес­ти романа — «Бэле» — выступает Максим Максимыч, ста­рый офицер, проведший большую часть своей жизни на Кавказе, где дослужился до чина штабс-капитана. У Максима Максимыча нет основательного образования, он не был в высшем свете. Одним словом, перед нами обыкновенный, простой человек.

Штабс-капитан полюбил молодого человека. Он по­нял незаурядность, силу натуры главного героя, его же­лезную волю, способность всех подчинять себе. Одна­ко, что важно, для старика его сослуживец так и остал­ся человеком «странным». Послушав его, мы и сами на­чинаем считать Печорина загадочным человеком, но понять и объяснить этот характер мы не в состоянии. Это ли не лучшее начало ромайа?

Во второй повести мы застаём главного героя на его пути в Персию. Здесь уже о нем рассказывает странству­ющий офицер, человек, безусловно, образованный и от­носящийся к тому же кругу, что и сам Печорин. С его помощью мы получаем довольно подробный портрет Григория Александровича с некоторыми психологичес­кими замечаниями. Автор рисует фигуру, походку, одеж­ду, руки, волосы, кожу, черты лица молодого человека, уделяя особое внимание описанию глаз, которые «не смеялись, когда он смеялся!.. Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». Портрет на­столько красноречив, что перед нами встаёт зримый образ человека, много пережившего и опустошённого.

Познакомившись с Григорием Александровичем Пе­чориным из рассказов других людей, мы понимаем, что имеем больше вопросов, чем ответов. Теперь-то пришла пора узнать главного героя изнутри. Так перейдём же к дневнику, или журналу, самого Печорина! Дневник этот представляет из себя большую ценность, так как явля­ется «следствием наблюдений ума зрелого над самим со­бою». И действительно, далеко не каждый сможет рас­крыть себя, свой внутренний мир с такой же откровен­ностью и полнотой, как это сделал Печорин. И в этом величайшее достоинство дневника молодого человека.

Первая повесть журнала Печорина, «Тамань», явля­ется романтической по характеру. Здесь описывается ис­тория, приключившаяся с ним во время пути на Кавказ. И уже в этой повести становится явным одно из основ­ных качеств, свойственных этому человеку, — любопыт­ство. Именно оно помогло главному герою разгадать тайну прекрасной ундины, разрушив при этом «мирный круг честных контрабандистов». Однако сам Печорин от этого глубоко расстроен. «Зачем?» — задаёт он себе вопрос и не находит на него ответа.

Следующая повесть, «Княжна Мери», даёт ответы на большинство поставленных нами вопросов. В ней наме­чаются основные мотивы всего «Журнала»: стремление Печорина к активным действиям, любопытство, толка­ющее его к экспериментированию над окружающими и над собой, его безрассудная храбрость и стремление по­нять, что движет людьми, выявить мотивы их поступ­ков, постичь их психологию.

«Княжна Мери» построена на дневниковых записях, это почти ежедневная летопись жизни Печорина. При этом главный герой описывает не столько сами собы­тия (похоже, они вообще его не интересуют), сколько свои мнения, чувства, словно он тщательно исследует, анализирует свою душу и тех людей, с которыми стал­кивает его жизнь.

Повесть эта начинается необычно. В отличие от «Та­мани», где Печорин чрезвычайно деятелен, никогда не сидит на месте, здесь мы видим его любующимся пейза­жем, наслаждающимся видом цветущей черешни и ис­пытывающим отрадное чувство, когда «весело жить в такой земле», понимаем, что молодой человек в душе поэт. Однако в эту идиллию врывается проза: Григорий Александрович идёт к Елисаветинскому источнику, где собирается водяное общество. Печорин даёт меткие ха­рактеристики степным помещикам, что характеризует его как человека наблюдательного, умного, хорошо раз­бирающегося в людях.

До этой повести мы ни разу не встречали Григория Александровича в толпе людей. Здесь же это довольно частое явление. Так, может быть, среди такого количе­ства людей у молодого человека есть друзья? Ведь здесь, на «водах», он встречается с юнкером Грушницким. Од­нако Печорина что-то раздражает в Грушницком. Поче­му же этот 21-летний мальчишка так не нравится пра­порщику? Да, он мечтает о славе, об офицерских эполе­тах, но ведь кто об этом не мечтает в столь молодые годы? Да, он наивный, недалёкий человек, но и это ему можно простить. То, с чем Печорин не может прими­риться, — это его некоторая похожесть на этого глупо­го юнца. Григорий Печорин действительно пережива­ет чувство глубокого разочарования в жизни, которое для юнкера лишь поза. Грушницкий насквозь фальшив, а фальши, неискренности наш герой не выносит. Как тут не вспомнить стихотворение «Как часто пёстрою толпою окружён»: вокруг молодого человека «мелька­ют образы бездушные людей, приличьем стянутые мас­ки», что ему, конечно, неприятно. Раздражённый, Пе­чорин желает досадить бывшему сослуживцу. К этому мо­лодого человека подталкивает и скука. Без каких-либо угрызений совести он вмешивается в судьбу юнкера, влюбляет в себя Мери, чем восстанавливает против себя Грушницкого. В повести есть ещё один человек, с которым, кажет­ся, главный герой дружен. Это доктор Вернер. В докто­ре его привлекает скептицизм и материализм, а также то, что в душе тот поэт. Конечно, Печорину нравятся эти качества Вернера, ведь они, по сути, являются луч­шими чертами его собственного характера. Однако у доктора есть и главное отличие от молодого человека: у него есть дело, ведь он врач. Как мы увидим в дальней­шем — у Печорина-то дел не было.

Возможна ли дружба между такими умными, понима­ющими друг друга людьми? Оказывается, нет. Во-пер­вых, как говорит сам Печорин, к дружбе он не спосо­бен, потому что «из двух друзей всегда один раб друго­го» (я осмелюсь не согласиться с такой точкой зрения, ведь настоящие друзья равны). Во-вторых, по словам молодого человека, он (да и доктор) относится к людям, которые «по правде... ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя». А такие люди не могут дружить, не могут жертвовать чем-либо ради дружбы. Дневник Пе­чорина мне не раз напоминает «Думу» Лермонтова: чи­тая роман, убеждаешься в правильности строк:

 

К добру и злу постыдно равнодушны...

...И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви...

 

Это равнодушие никому не мешает, пока всё идёт гладко. Но что делать, когда случается буря? А буря слу­чается, ведь Печорин не может жить без них, он сам их создаёт (на ум приходят строчки из лермонтовского «Паруса», прекрасно характеризующие молодого чело­века: «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой»). Так вот, в такой ситуации холодное рав­нодушие Печорина может обернуться злом и оборачи­вается злом (вспомним, например, «Тамань»).

От доктора Вернера молодой человек узнаёт о при­езде на Кавказ Веры. Когда он встречается с ней, то мы понимаем, что её-то он любит, понимаем потому, что пи­шет он теперь в том же тоне, в каком описывал приро­ду Кавказа. Не прочитав эту повесть, сомневаешься, что Печорин способен на любовь: Бэла ему вскоре надоела, к Максиму Максимычу он нисколько не привязан. А Вера — его давняя любовь. Однако же любит он её «для себя», не думает о ней, о том, что мучит её. Налицо яв­ное противоречие: если он любит Веру, то зачем ухажи­вать за Мери? Так как же обстоят дела с Мери?

16 мая молодой человек делает в своём журнале сле­дующую запись: «В продолжение двух дней мои дела ужасно продвинулись». Что же это задела? Он занят тем, что влюбляет в себя княжну из желания развеять скуку, досадить Грушницкому или бог знает из какого другого. Ведь даже он сам не понимает, зачем он это делает: Мери, считает Печорин, он не любит. Главный герой верен себе: ради развлечения он вторгается в жизнь другого человека.

«Из чего же я хлопочу?» — спрашивает он себя и от­вечает: «Есть необъятное наслаждение в обладании мо­лодой, едва распустившейся души!» Это же эгоизм! А кроме страданий он ничего не может принести ни Пе­чорину, ни окружающим.

Комедия, задуманная Печориным, превращается в трагедию. Защищая честь оклеветанной Мери, он вы­зывает Грушницкого на дуэль. И здесь, на дуэли, он про­водит такой эксперимент над юнкером, на который ре­шится далеко не каждый. Он стоит под дулом пистоле­та, желая проверить, насколько Грушницкий подчинён злу, хватит ли у него сил и подлости убить безоружного (мы ведь знаем, что пистолет молодого человека не был заряжен). Чудом он остаётся в живых. Однако оказыва­ется вынужденным убить юнкера. Грушницкий погиба­ет.

Итак, в «Княжне Мери» нам раскрывается душа че­ловеческая. Мы видим, что Григорий Александрович Пе­чорин—человек противоречивый, неоднозначный. Сам он перед дуэлью говорит: «Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец. И то и другое будет ложно». И действительно, эта повесть нам показывает и хоро­шие качества молодого человека (поэтичность натуры, незаурядный ум, проницательность) и плохие черты его характера (ужаснейший эгоизм). И действительно, на­стоящий человек не бывает исключительно плохим или хорошим.

Эта глава играет главнейшую, центральную роль в ро­мане, так как позволяет нам самим (без каких-либо по­средников, как в первых двух повестях) проследить развитие характера главного героя, узнать о формирова­нии его натуры, «себялюбивой и сухой», как сказал бы А.С.Пушкин. Об этом мы узнаём из его исповеди Мери: молодой человек признаётся ей, что такое вот общество Грушницких сделало из него «нравственного калеку». Видно, что эта «болезнь» прогрессирует: изнуряющее чувство пустоты, скуки, одиночества всё больше овла­девает главным героем. В конце повести, уже находясь в крепости, он уже не видит тех ярких красок, которые так радовали его на Кавказе. «Скучно», — заключает он.

«Княжна Мери» показывает нам истинную трагедию Григория Печорина. Ведь такую недюжинную натуру, ог­ромную энергию он тратит на пустяки, на мелкие инт­риги. Это ли не трагично?!

Все основные вопросы романа — социальные, психо­логические и философские — поднимаются именно в этой повести (вот почему она занимает центральное по­ложение в романе) и плавно переходят в завершающую новеллу «Фаталист», где герой снова пытается решить важную загадку: в чём истинное предназначение чело­века, каков смысл бытия, какую роль в жизни человека играет свобода, судьба, вера. Становится понятно, что своим поведением Печорин во многом обязан отсут­ствию нравственных заповедей, выработанных верой в какую-то высшую идею.

Таким образом, читая роман, мы понимаем. Что Григорий Александрович Печорин как бы поднёс зер­кало ко всему своему поколению. Я думаю, что неплохо бы и нам посмотреться в это зеркало, тем более, что и мы ведь живём в то время, когда, разрушив старые прин­ципы, ещё не выработали новые, когда царят разочаро­вание и безверие. Не теряем ли мы человеческого об­лика? Не становимся ли «нравственными калеками»? На эти вопросы поможет найти ответ роман «Герой наше­го времени» и особенно повесть «Княжна Мери», ведь, как мы видим, она действительно занимает централь­ное место в романе.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.