Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведению Лермонтова М. Ю. Мцыри


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Печорин — портрет своего поколения (по роману «Герой нашего времени»)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



В романе «Герой нашего времени» Михаил Юрье­вич Лермонтов затрагивает те же проблемы, которые часто звучат в его лирике: почему умные и энергичные люди не могут найти себе место в жизни, почему они «старятся в бездействии»? Роман состоит из пяти час­тей: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Каждая из них представляет са­мостоятельное произведение и в то же время является частью романа. Центральное место во всех повестях занимает образ молодого офицера Печорина. Не слу­чайно действие романа происходит на Кавказе, куда в то время ссылали людей, критически настроены к са­модержавию. Туда, как известно, ссылали Пушкина и Лермонтова. Печорин принадлежит к этой категории людей.

Раскрывая сложный и противоречивый характер Печорина, автор показывает нам его в разных жизнен­ных ситуациях, в столкновении с людьми разных соци­альных слоев и национальностей: с контрабандистами, с горцами, с молодой девушкой-аристократкой, с пред­ставителями дворянской молодежи и другими действу­ющими лицами. Перед нами предстает образ одиноко­го, разочарованного человека, который враждует со светским обществом, хотя и сам является его частью.

В стихах Лермонтова образ такого человека нарисо­ван в романтических тонах, поэт не раскрывал в своей лирике причин появления такого героя. А в романе «Герой нашего времени» Лермонтов изображает Печо­рина реалистически. Писатель пытается показать, как на характер человека влияет среда, в которой он жи­вет. У Печорина очень много общего с Евгением Онеги­ным из одноименного романа в стихах Пушкина. Одна­ко Печорин живет в другое время, это человек тридцатых годов XIX века, и разочарование этого человека в окружающем его обществе сильнее, чем у Онегина.

Печорин родился и вырос в аристократической се­мье. Природа наделила его острым умом, отзывчивым сердцем и твердой волей. Но лучшие качества этого человека оказались не нужны обществу. «Лучшие мои чувства, боясь насмешки, — говорит Печорин, — я хо­ронил в глубине сердца». Он влюблялся и был любим; занялся наукой, но скоро понял, что славы и счастья она не дает. А когда он понял, что в обществе нет ни бескорыстной любви, ни дружбы, ни справедливых гу­манных отношений между людьми, ему стало скучно.

Печорин ищет острых ощущений, приключений. Ум и воля помогают ему преодолеть препятствия, но он осознает, что его жизнь пуста. И это усиливает в нем чувство тоски и разочарования. Печорин хорошо раз­бирается в психологии людей, поэтому легко завоевы­вает внимание женщин, но и это не приносит ему ощу­щения счастья. Он, как и Онегин, «не создан для бла­женства семейной жизни. Жить, как люди его круга, он не может и не хочет».

В истории с княжной Мери, которую Печорин влю­бил в себя, подчинил своей воле, он предстает и как «жестокий мучитель», и как глубоко страдающий чело­век. Измученная Мери вызывает в нем чувство состра­дания. «Это становилось невыносимым, — вспоминает он, — еще минута, и я бы упал к ногам ее».

Лермонтов создал правдивый образ своего молодого современника, в котором отразились черты целого по­коления. В предисловии к роману он писал, что Печо­рин — «это портрет, составленный из пороков нашего поколения, в полном их развитии».

В названии романа звучит ирония писателя над своим поколением и над временем, в котором оно жи­вет. Печорин, конечно, не герой в буквальном смысле этого слова. Его деятельность нельзя назвать героичес­кой. Человек, который бы мог принести пользу людям, тратит свои силы на пустые занятия.

Автор не стремится ни осудить Печорина, ни сде­лать его лучше, чем он есть. Нужно отметить, что М. Ю. Лермонтов с большим мастерством раскрыл пси­хологию своего героя. Критик Н. Г. Чернышевский от­мечал, что «Лермонтова интересовал сам психологичес­кий процесс, его форма, его законы, диалектика ду­ши...» Высоко оценил роль Лермонтова в развитии социально-психологического романа и Л. Н. Толстой.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.