Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведению Лермонтова М. Ю. Мцыри


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Композиция романа «Герой нашего времени»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Я — как человек, зевающий на бале,

который не едет спать только потому,

что еще нет его кареты. Но карета готова...

М. Лермонтов

 

Михаил Юрьевич Лермонтов в романе «Герой нашего вре­мени» создает портрет типичного представителя 30-40-х годов XIX века. Печорин, по признанию автора, «портрет, состав­ленный из пороков всего нашего поколения, в полном их раз­витии». Его путь почти копирует судьбу Онегина с некоторы­ми поправками на время.

Лермонтов не просто показывает героя, но хочет объяс­нить и обосновать его характер условиями той жизни, которую ведет Григорий Александрович. Для этого автор наруша­ет хронологию повествования. Главы в романе расположены не по порядку происходящих событий, а по внутренней логи­ке, которой придерживается автор. Они должны следовать в таком порядке: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Бэ­ла», «Максим Максимыч», «Предисловие к журналу». Лер­монтов же ставит первой главой «Бэлу», в которой дает описа­ние героя глазами штабс-капитана Максима Максимыча, ко­торый мало что понимает в сложной личности Печорина, а лишь отражает поступки и действия героя. Вслед за рассказ­чиком мы тоже довольно смутно представляем себе истинные причины поведения Григория Александровича. Мы невольно зачисляем его в разряд злодеев, способных рассмеяться после смерти любимой женщины. Максим Максимыч после гибели Бэлы решил: «Я, знаете, больше для приличия, хотел уте­шить его, начал говорить; он (Печорин) поднял голову и за­смеялся!.. У меня мороз побежал по коже от этого смеха...»

В следующей главе, «Максим Максимыч», мы узнаем, что Печорин не хочет видеть своего давнего приятеля, и совершен­но не понимаем мотивов этого поступка героя. Картину дорисо­вывает портрет. Он среднего роста, широкоплеч, тонок в талии, при ходьбе он не размахивал руками — верный «признак скрытности характера». У Печорина почти детская улыбка. При светлых волосах — усы и брови темные — «признак поро­ды в человеке». Карие глаза его не смеялись, когда он смеялся. И автор дает комментарии, что «это признак — или злого нра­ва, или глубокой постоянной грусти». Лермонтов, создавая пси­хологический портрет героя, приоткрывает завесу таинственно­сти над ним. Потом в журнале, собственно в дневнике, Печорин объяснит многие свои поступки и раскроет читателям душу, страдающую от этих поступков не меньше, чем его жертвы. Ге­рой задает себе вопрос: почему разрушается все, к чему бы ни прикоснулся он? «Я иногда себя презираю... не оттого ли я пре­зираю и других?.. Я смотрю на страдания и радости только в от­ношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы... первое мое удовольствие — подчинять моей воле все, что меня окружает». Счастье для Печорина— это насыщенная гордость. Так по его вине разрушен быт «мирных контрабанди­стов», убит Грушницкий, разбиты сердца Веры и княжны Ме­ри, погибла Бэла... сколько еще жертв можно отнести на его счет? Печорин признается, что в нем сосуществуют два челове­ка: один совершает поступки, другой их судит. Но так ли уж плох наш герой? Грушницкий со своими приятелями гораздо хуже него, они готовили убийство на дуэли. Печорин об этом знал, но до последней минуты верил в благородство Грушницкого, а когда тот сподличал, Григорий Александрович убил его. Да, в гибели Бэлы он виновен, но и глубоко страдает, не хочет видеть Максима Максимыча, чтобы не бередить рану, она слишком глубока. Свои чувства герой прячет под маской равно­душия, от того он порой неприятен читателям. Излишнюю эмо­циональность Печорин считает проявлением слабости, поэтому предпочитает выглядеть эгоистом и негодяем, нежели лирич­ным и мечтательным глупцом, каким держится Грушницкий.

Отношения с княжной Мери можно скорее отнести к за­слугам Печорина, нежели к его «злодействам». Эта любовь разбудила душу светской барышни; страдая, она плачет и сме­ется, ей становятся близки простые человеческие эмоции и переживания. Ее душа открылась миру, и это ли не главное!

Таким образом, благодаря сложной композиции Лермон­тов смог донести до читателя основную идею романа, показал типичного представителя нового поколения, достиг поставлен­ной задачи, а именно для этого писался роман.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.