Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Куприна А. И.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Символика в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Александр Иванович Куприн — один из самых талантли­вых русских писателей. Признанный мастер короткого рас­сказа, автор замечательных повестей, он сумел показать в своих произведениях широкую, многообразную картину рус­ской жизни конца прошлого и начала нынешнего века. «Че­ловек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья» — эти слова из купринского очерка можно было бы взять эпиграфом ко всему его творчеству. Великий жизнелю­бец, он верил, что жизнь станет лучше, и мечтал, что придет время, когда все люди будут счастливы. Мечта о счастье, мечта о прекрасной любви — вечные темы в творчестве писателей, поэтов, художников, композиторов. Не обошел эти темы и А. И. Куприн. С присущим ему высоким художест­венным вкусом, прекрасным языком, тонким пониманием психологии своих героев он пишет о любви. Пожалуй, самой поэтичной вещью А. И. Куприна стал «Гранатовый брас­лет» — прекрасный рассказ о великой неразделенной любви, любви, «которая повторяется только один раз в тысячу лет».

В рассказе «Гранатовый браслет» А. И. Куприн создает несколько символических образов, на которых строится фун­дамент повествования и которые несут в себе весь идейный смысл рассказа.

«В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойст­венны северному побережью Черного моря» — начало рас­сказа можно назвать первым символом. Описание пасмур­ной, сырой, в целом очень плохой погоды, а потом ее вне­запное изменение в лучшую сторону имеет огромное значе­ние. Если под «молодым месяцем» понимать главную герои­ню рассказа Веру Николаевну Шеину, жену предводителя дворянства, а под погодой всю ее жизнь, то получается вполне реальная картина. «Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу на­ступили тихие, безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле». Эта перемена и есть та самая возвышенная и роковая любовь, о которой идет речь в рассказе.

Символичен и образ княгини Веры Николаевны. Куприн описывает ее как независимую, царственно спокойную, хо­лодную красавицу: «...Вера пошла в мать, красавицу англи­чанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холод­ным лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, какую можно видеть на старинных миниатюрах». Вера Ни­колаевна, благородная, удивительная женщина, становится символом того прекрасного человека, который достоин насто­ящей, «святой» любви.

Немалое значение придает А. И. Куприн образу «тучного, высокого, серебряного старца» — генерала Аносова. Именно ему «поручено» заставить Веру Николаевну отнестись к любви таинственного незнакомца более серьезно. Своими размышлениями о любви генерал способствует тому, чтобы его внучка могла с разных сторон посмотреть на свою собст­венную жизнь с Василием Львовичем. Ему принадлежат про­роческие слова: «...Может быть, твой жизненный путь, Ве­рочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины». Генерал Аносов символизирует мудрое старшее поколение. Автор доверяет ему сделать один из важнейших в рассказе выводов: в природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным ее людям. За всю жизнь Аносов не встретил ни одного подобного примера, но он продолжает верить в возвышенную любовь и передает свою уверенность Вере Николаевне.

Причиной скорой развязки истории, длившейся более восьми лет, стал подарок на день рождения Вере Николаев­не. Этот подарок становится символом той самой любви, в которую верил генерал Аносов и о которой мечтает каждая женщина. Гранатовый браслет ценен Желткову тем, что его носила его «покойная матушка», кроме того, старинный браслет имеет свою историю: по семейному преданию, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его жен­щинам и охраняет от насильственной смерти... И Вера Нико­лаевна в самом деле неожиданно предсказывает: «Я знаю, что этот человек убьет себя». Куприн сравнивает пять грана­тов браслета с «пятью алыми, кровавыми огнями» а княги­ня, засмотревшись на браслет, с тревогой восклицает: «Точно кровь!» Любовь, которую символизирует браслет, не подчи­няется никаким законам и правилам. Она может идти на­перекор всем устоям общества. Желтков — мелкий бедный чиновник, а Вера Николаевна — княгиня, но это обстоятель­ство не смущает героя, он по-прежнему любит, отдавая себе отчет только в том, что ничто, даже смерть, не заставит утихнуть его прекрасное чувство: «... Ваш до смерти и после смерти покорный слуга». К сожалению, значение браслета Вера Николаевна поняла слишком поздно. Ее одолевает бес­покойство. «И все ее мысли были прикованы к тому неведо­мому человеку, которого она никогда не видела и вряд ли увидит, к этому смешному «Пе Пе Же». Княгиня вновь и вновь вспоминает слова генерала Аносова и мучается тяже­лейшим для нее вопросом: что это было: любовь или сума­сшествие? Последнее письмо Желткова ставит все на свои места. Он любит. Любит безнадежно, страстно и идет в своей любви до конца. Он принимает свое чувство как божий дар, как великое счастье: «Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, лю­бовь к Вам». И не проклинает судьбу, а уходит он из жизни, уходит с великой любовью в сердце, унося ее с собой и гово­ря любимой: «Да святится имя Твое!» И остается людям только символ этой прекрасной любви — гранатовый брас­лет...

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.