Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Куприна А. И.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Сила и слабость натуры подпоручика Ромашова (по повести А. И. Куприна «Поединок»)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Подпоручик Ромашов — главное действующее лицо пове­сти «Поединок». В творчестве А. И. Куприна «Поединок» является самым значительным произведением начала века. В повести писатель синтезировал свои наблюдения над ар­мейским бытом. Он и ранее неоднократно обращался к этой теме, но в менее масштабных произведениях. Поскольку Куп­рин сам служил в полку, атмосфера, воссозданная в книге, отражает реальную действительность.

Куприн говорил о своей повести: «Главное действующее лицо — это я». Действительно, в биографиях автора и героя есть немало общего. Можно предположить, что в уста Рома­шова Куприн вложил некоторые свои размышления. Однако герой — самостоятельная личность.

Характер Ромашова показан в постоянном развитии, в динамике. Это отличает его от всех остальных героев, кото­рые «вошли» в повесть с уже вполне сложившимися харак­терами, воззрениями, понятиями.

Рассказ о судьбе главного героя начинается уже после того, как он отслужил в полку полтора года, поскольку кардиналь­ные, значимые перемены стали происходить с Ромашовым не с самого начала службы. Когда он только приехал в гарнизон, его обуревали мечты о славе. Тогда для него офицерская и человеческая честь были синонимами. Новоиспеченный офи­цер в своих фантазиях видел, как он усмиряет бунт, своим примером вдохновляет на бой солдат, получает награды, но все это — лишь игра воображения. На деле же он участвует в ежедневных попойках, играет в карты, вступает в длитель­ную и никому не нужную связь с ничтожной женщиной. Все это делается от тоски, поскольку в гарнизоне это единствен­ные развлечения, а служба однообразна и не вызывает ниче­го, кроме скуки.

Мечтательность и безволие — это черты натуры Ромашо­ва, которые сразу бросаются в глаза. Взять хотя бы его при­вычку мысленно говорить о себе в третьем лице какими-то шаблонными фразами, как о герое романа. Затем автор бли­же знакомит нас с героем, и читатель узнает, что Ромашову свойственны душевная теплота, мягкость, сострадание. Од­нако все эти чудесные качества не всегда могут проявиться все из-за той же слабой воли.

В душе у Ромашова постоянно происходит борьба челове­ка и офицера. Он меняется у нас на глазах. Постепенно он изгоняет из себя кастовые предрассудки. Он видит, что все офицеры тупы, озлоблены, но при этом кичатся «честью мун­дира». Они позволяют себе бить солдат, и это происходит каждодневно. В результате рядовые превращаются в безли­ких, покорных рабов. Будь они умны или глупы, будь они рабочими или крестьянами, армия делает их неотличимыми друг от друга.

Ромашову никогда не приходилось поднимать руку на сол­дат, пользуясь своим положением, превосходством. Как на­тура глубоко впечатлительная, он не может остаться безучаст­ным к происходящему вокруг него. Он учится видеть в солдате друга, брата. Именно он спасает рядового Хлебнико­ва от самоубийства.

Немалое влияние на Ромашова оказывает его сослуживец Назанский, спившийся офицер-философ. В его уста Куприн вложил собственные идеи: о свободе духа, о мирном суще­ствовании, о необходимости борьбы против царизма (оплот которого — армия). В то же время Назанский скатывается к идеям ницшеанства, к воспеванию индивидуализма и отрица­нию коллектива. Таким образом, этот спившийся офицер хоть и передает многие идеи и настроения автора, но в то же время служит примером пагубного влияния офицерского быта на умного и подававшего надежды человека. Надо заметить, что в интеллектуальном плане Назанский гораздо выше Ромашова и тот считает его своим учителем.

Ромашов как губка впитывает идеи Казанского о свобод­ном человеке. Он много размышляет об этом. Переломным в духовном развитии Ромашова стал его внутренний монолог в защиту Личности. Тогда-то он и осознает не только соб­ственную, но и индивидуальность каждого человека в отдель­ности. Видя, что армейский быт подавляет Личность, подпо­ручик пытается искать виноватых, не находит и даже начинает роптать на Бога.

В том, что Ромашов не поддается влиянию губительной атмосферы, — его сила. У него есть свое мнение, он внутренне протестует.

Семена, посеянные Назанским, прорастают в душе Рома­шова. Все время размышляя о порядках, бытующих в гарни­зоне, он приходит к мысли о полном упразднении армии. Что же касается опасности возникновения войны, то Ромашов считает, что все люди на земле могут просто договориться о мире и вопрос отпадет сам собой. Это говорит лишь о полной оторванности подпоручика от земных реалий. Он живет сво­ими фантазиями.

В конце концов, герой приходит к единственно правиль­ному, по его мнению, выводу. Он хочет оставить службу и посвятить себя либо науке, либо искусству, либо физическо­му труду. Кто знает, что произошло бы с подпоручиком Рома­шовым дальше, если бы не дуэль, прервавшая все его мечта­ния. Он был принесен в жертву карьере другого офицера. Ромашов так и не сумел ничего сделать, его жизнь трагичес­ки оборвалась в начале пути.

Куприн представил образ главного героя «Поединка» очень живо, психологически правдоподобно. Он нисколько не идеализировал Ромашова, несмотря на явную симпатию и сочувствие, не обошел вниманием ни его достоинства, ни его недостатки. Ромашов человек слабый сам по себе, но силь­ный тем, что сумел противостоять влиянию среды, не подчи­нить ей свой ум, мысли, идеи. Не его вина, что это ни к чему не привело.

Образ подпоручика Ромашова — несомненное достиже­ние писателя, эта один из самых запоминающихся его героев, благодаря чему «Поединок» не только после его первого из­дания, но и по сегодняшний день пользуется любовью чита­телей.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.