Stavcur.ru: гдз по географии


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

ГДЗ по географии (Начальный курс географии. 6 класс. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.)

 

ГДЗ >> География >> 6 класс >> Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. (ответы на вопросы)

ГДЗ для Начальный курс географии. 6 класс. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.

Начальный курс географии. 6 класс. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.

Введение

§ 1. География как наука

1. Что изучала география в средние века и что изучает география в наше время?

2. Что интересного вы сможете узнать, изучая географию?

3. Какие пособия могут понадобиться вам на уроках географии?

§ 2. Путешествия и географические открытия

1. Каких путешественников вы знаете?

2. Составьте сообщение об одном из путешественников и его экспедиции, используя дополнительную литературу.

3. В какой последовательности открывались материки Земли?

§ 3. Земля — планета Солнечной системы

1. Какие космические тела образуют Солнечную систему? Что является центром Солнечной системы?

2. Перечислите все планеты Солнечной системы по порядку.

3*. В тетради в виде схемы изобразите Солнечную систему, обозначьте на ней Землю. Покажите орбиту и ось вращения Земли. Какое время года на Земле, если она расположена относительно Солнца так, как показано на вашем рисунке?

4. Какие точки Земли называют географическими полюсами?

5. Что такое экватор?

6. Расскажите о Луне. Как она влияет на Землю?

7. Как люди используют приливы и отливы?

Виды изображений поверхности Земли

План местности

§ 4. План местности

1. Что называется топографическим планом? Что можно узнать по топографическому плану?

2. Пользуясь планом на форзаце 1, расскажите, что можно увидеть на берегах реки Нары, проплывая по ее течению.

3. Какие условные знаки надо использовать для изображения местности вокруг вашей школы, вашего дома?

4*. Составьте рассказ о своем пути в школу, заменив как можно больше слов условными знаками.

§ 5. Масштаб

1. Для чего нужен масштаб? Что он показывает?

2. Какие виды масштабов существуют? Приведите пример численного масштаба. Переведите его в именованный масштаб.

3. Масштаб плана 1 : 3000. Какому расстоянию на местности соответствует участок плана длиной: а) 10 см; б) 5 см; в) 2 см?

4. Изобразите в виде линии расстояние 100 м в масштабах: а) в 1 см - 10 м; б) в 1 см - 200 м; в) 1 : 2500.

5*. Во сколько раз расстояние на местности больше, чем на плане, если местность изображена в масштабах: а) 1 : 25 000; б) в 1 см - 5 км? Какой из этих масштабов крупнее?

6. По плану на форзаце 1 определите: а) расстояние от отдельно стоящего дерева до сарая; б) расстояние от пруда до начала оврага; в) длину ручья, впадающего в реку Нару.

§ 6. Ориентирование на местности

1. Что называется ориентированием? Назовите как можно больше способов ориентирования на местности.

2. В каком направлении от школы на¬ходится ваш дом? В какую сторону выходит окно кабинета географии?

3. По плану местности (см. форзац 1) определите: а) в каком направлении от реки Нара находятся заросли кустарника; 6) в каком направлении от лиственного леса находится деревня Елагино; в) в каком направлении через местность протекает река Нара; г) вдоль какого края деревни Елагино проходит тропа.

4*. Придумайте задание на определение направлений по плану местности в атласе.

5*. Назовите объекты, которые находятся на севере, юге. западе и востоке вашего населенного пункта.

§ 7. Изображение на плане неровностей земной поверхности

1. Что такое рельеф?

2. Как небольшую высоту можно измерить с помощью нивелира?

3. Чем относительная высота отличается от абсолютной?

4. Что такое горизонталь? Определите, через сколько метров проведены горизонтали на плане на форзаце 1.

5. Изобразите в тетради холм высотой 23 м. Восточный склон холма крутой, западный у пологий. Горизонтали проведите через 7 м.

6*. Представьте, что вы идете от реки Нары до сарая у деревни Елагино по тропе (см. форзац 1). Как изменяется рельеф по ходу вашего пути? Опишите формы рельефа, которые вас окружают. В какую сторону легче идти — от реки или обратно?

7*. Придумайте задание по плану местности в атласе, в котором потребуется умение читать рельеф.

§ 8. Составление простейших планов местности

1. Какое оборудование необходимо для глазомерной съемки?

2. Назовите этапы подготовки к глазомерной съемке.

3. Как ориентировать планшет?

4. Назовите отличия полярной съемки местности от маршрутной.

5. Выполните съемку территории вокруг вашей школы одним из указанных в параграфе способов.

Географическая карта

§ 9. Форма и размеры Земли

1. Приведите как можно больше доказательств того, что Земля у шар.

2. Подсчитайте расстояние от Северного полюса до Южного полюса по поверхности Земли. Во сколько раз это расстояние меньше окружности Земли?

3. Найдите на глобусе масштаб и прочитайте его. Во сколько раз данный глобус меньше Земли?

4*. Почему на школьном глобусе нельзя показать разницу между полярным и экваториальным радиусами Земли?

5. Назовите, чем удобен и неудобен глобус как модель Земли.

§ 10. Географическая карта

1. Дайте определение географической карты.

2. Чем топографический план отличается от географической карты?

3. Почему по карте нельзя точно судить о размерах и очертаниях географических объектов?

4*. Составьте в тетради схему «Виды географических карт».

5. Сравните физическую карту полушарий и физическую карту России в атласе по плану: а) размер изображенной территории, б) масштаб; в) подробность изображения территории. Сделайте вывод о причинах различий.

6. По политической карте полушарий в атласе определите: а) самую большую по площади страну мира; 6) материк, где находится страна Никарагуа, в) страну со столицей в городе Дели; г) страну с самым большим количеством стран-соседей.

7. На контурной карте полушарий подпишите названия всех материков и океанов Земли.

§ 11. Градусная сеть на глобусе и картах

1. В чем различие между меридианами и параллелями?

2. Можно ли провести меридиан и параллель в классе?

3. По карте полушарий в атласе определите, какие материки и океаны пересекает: а) экватор (с запада на восток); б) нулевой меридиан (с севера на юг).

4*. Какое кругосветное путешествие будет короче: по параллели 30° или по параллели 60°?

5*. По карте полушарий в атласе определите, сколько километров от Москвы до Северного полюса и до Южного полюса (без использования масштаба).

6*. Придумайте задание на определение направлений по карте.

§ 12. Географическая широта

1. Что называют географической широтой объекта?

2. Объясните, как определить широту объекта, расположенного: а) на параллели; б) между параллелями.

3. Выполните задания к рисункам 18 и 19.

4. Определите географическую широту городов: а) Берлин; б) Дели; в) Канберра; г) Кейптаун; д) Бразилиа; е) Вашингтон.

5*. Какой город — Канберра или Кейптаун у расположен южнее? Почему?

6. Какую широту имеют все точки России? По физической карте России в атласе определите широту городов: а) Мурманск; б) Нижний Новгород; в) Владивосток.

§ 13. Географическая долгота. Географические координаты

1. Что называют географической долготой?

2. Расскажите, как определить долготу объекта, расположенного: а) на меридиане; б) между меридианами.

3. Определите географические координаты: а) горы Джомолунгма (Эверест); б) города Бразилиа; в) водопада Анхель; г) вулкана Килиманджаро.

4. Определите, какие географические объекты имеют координаты: а) 28° ю. ш. и 138° в. д.; б) 4° с. ш. и 10° в. д.; в) 1° ю. ш. и 78° з. д.; г) 63° с. ш. и 151° з. д. Обозначьте их на контурной карте полушарий.

5*. Придумайте задания на определение: а) координат объекта; б) объекта по координатам.

§ 14. Изображение на физических картах высот и глубин

1. По физической карте России в атласе при помощи отметок высот определите, как изменяется высота Уральских гор с севера на юг.

2. По физической карте России определите, на территории с какой абсолютной высотой находится ваш населенный пункт.

3. Определите по карте, какая часть Охотского моря глубже — северная или южная.

4*. По физической карте полушарий определите, какой материк выше — Африка или Австралия. Какие действия и в какой последовательности надо выполнить для ответа на этот вопрос?

5*. Как изменилась бы абсолютная высота горы Джомолунгма (Эверест), если бы уровень Мирового океана: а) повысился на 10 м; б) понизился на 12 м?

§ 15. Значение планов местности и географических карт

1. Расскажите о роли топографических планов и географических карт в жизни человека.

2. Назовите преимущества электронных карт.

Строение Земли. Земные оболочки

Литосфера

§ 16. Земля и ее строение

1. Каково внутреннее строение земного шара?

2. Везде ли земная кора имеет одинаковую толщину?

3. Зачем нужно изучать строение Земли? Какими способами это можно делать?

§ 17. Горные породы и минералы

1. Назовите основные группы горных пород по происхождению.

2. По каким признакам различаются горные породы и минералы?

3. На какие группы делятся осадочные горные породы?

4. Каковы по происхождению горные породы, которые добываются вблизи вашего населенного пункта?

5. Пользуясь текстом параграфа, заполните таблицу 1.

§ 18. Движения земной коры

1. Назовите причину землетрясений. Что такое очаг и эпицентр землетрясения?

2. На контурной карте полушарий штриховкой покажите сейсмические пояса Земли.

3. Приведите доказательства существования медленных вертикальных движений земной коры.

4*. Назовите движения земной коры, характерные для вашей местности. По каким признакам это установлено?

5*. Как залегают горные породы в вашей местности? Сделайте рисунок.

6. Это глубочайшее озеро, координаты центральной части которого 52° с. ш. и 108° в. д., расположено в грабене. Как оно называется?

§ 19. Вулканы, горячие источники, гейзеры

1. Расскажите о строении вулкана.

2*. По каким признакам можно определить, является ли находящаяся перед вами гора потухшим вулканом?

3. Пользуясь картой полушарий, определите, какой вулкан имеет координаты: а) 38" с. ш. и 15" в. д.; б) 6" ю. ш. и 106" в. д.

4. На контурной карте полушарий обозначьте вулканы: Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Килиманджаро, Кила-уэа. (Действующие вулканы покажите красной звездочкой, а потухшие — черной.)

5. Что такое гейзер? Где можно встретить гейзеры?

6. Как люди используют внутреннее тепло Земли?

Формы рельефа земной коры

§ 20. Рельеф суши. Горы

1. Что такое горы? Чем гора отличается от холма?

2. По картам атласа определите, к каким горам по высоте относятся Памир, Скандинавские горы, Кордильеры, Альпы, Карпаты.

3. На контурной карте обозначьте горы, указанные в параграфе и в вопросе 2.

4*. Высота высочайшей горы Марса более чем в 2 раза превосходит высоту Джомолунгмы. Почему?

5. Опишите по плану географическое положение гор: Уральских, Кавказских, Гималаев.

6. Сравните по плану географическое положение Кавказских гор и Гималаев.

7*. Если ваша местность расположена в горах, то составьте описание ее рельефа по плану: а) частью каких гор является ваша местность; 6) к какому виду по высоте относятся окружающие вашу местность горы, в) какие горные породы слагают вашу местность и как они залегают; г) какова хозяйственная деятельность человека в вашей местности, как человек изменяет ее рельеф.

8*. Найдите в художественной литературе как можно больше описаний гор и в стихах, и в прозе.

§ 21. Равнины суши

1. Что такое равнина? Какие виды равнин по характеру поверхности вы знаете?

2. Назовите виды равнин по абсолютной высоте и приведите пример равнин каждого вида.

3. На контурной карте обозначьте равнины, указанные в параграфе.

4. Опишите по плану географическое положение Амазонской низменности и Среднесибирского плоскогорья.

5. Сравните по плану географическое положение Западно-Сибирской низменности и Среднесибирского плоскогорья.

6. По карте полушарий определите, на каких материках находятся наиболее обширные низменности.

7*. Если ваша местность расположена на равнине, составьте описание ее рельефа по плану, приведенному в задании 5 § 20 {пункты а) и б) примените к равнинам).

§ 22. Рельеф дна Мирового океана

1. Назовите три основные части дна Мирового океана.

2. Расскажите о рельефе переходной зоны.

3. Опишите географическое положение Марианского желоба.

4. Расскажите о соединно-океанических хребтах.

5. По плану описания географического положения гор опишите географическое положение Срединно-Атлантического хребта.

6. Пользуясь планом описания географического положения равнины, сравните географическое положение Аргентинской и Бразильской котловин.

7. Какие процессы образуют рельеф дна Мирового океана?

Гидросфера

§ 23. Вода на Земле

1. Что такое гидросфера? Из каких частей она состоит?

2. В какой части гидросферы содержится самый большой объем воды? самый маленький объем воды?

3. Перечислите воды суши. Какие из них находятся рядом с вашим населенным пунктом?

4*. Докажите, что гидросфера у непрерывная водная оболочка Земли.

5. Солнце называют двигателем Мирового круговорота воды. Почему?

6. Назовите все пути возвращения воды в Мировой океан.

7*. Напишите рассказ о путешествии капли воды, испарившейся с поверхности океана.

8*. Какие явления, связанные с Мировым круговоротом воды, можно наблюдать в вашей местности?

Мировой океан

§ 24. Части Мирового океана

1*. Докажите, что Мировой океан един, совершив путешествие по карте из Нью-Йорка в Токио. Сколько маршрутов такого путешествия вы можете назвать? Через какие моря, океаны, заливы и проливы проходят эти маршруты?

2. Чем различаются: а) остров и материк; б) залив и море?

3. Пользуясь планом описания географического положения моря, опишите положение Берингова и Черного морей.

4. На контурной карте полушарий подпишите все океаны, моря, заливы, проливы, острова и архипелаги, указанные в параграфе.

5*. Пользуясь атласом, определите ближайшее к вашему населенному пункту море и расстояние до него.

§ 25. Некоторые свойства океанической воды

1. Что называют соленостью воды?

2. Почему океаническую воду иногда называют «жидкой рудой»?

3. Что означает соленость 18%? Чему равна соленость морской воды, если в 1 л этой воды содержится 11 г различных веществ?

4*. Сколько различных веществ можно получить из 1 т воды Красного моря?

5. Назовите причины, влияющие на соленость океанической воды.

6*. В каком слое океанической воды наблюдаются изменения солености?

7. При какой температуре замерзает океаническая вода? Как температура ее замерзания зависит от солености?

§ 26. Волны в океане

1. Образование каких волн вызывает внеземной объект? Расскажите о возникновении и перемещении этих волн.

2. Что такое длина и высота волны? Поясните свой ответ схемой.

3. Сравните штормовые волны и цунами по плану: а) причина возникновения; б) толщина; в) высота в океане, г) высота у берега; д) длина; е) скорость распространения. Какие волны опаснее для судов, находящихся в открытом океане, а какие — для судов у берега?

4*. Через сколько часов цунами, возникнув у берегов Чили, достигнут Японских островов?

§ 27. Океанические течения

1. Каковы различия между океаническими течениями и движением воды при волнении?

2. Назовите основную причину образования поверхностных океанических течений. Как в Мировом океане возникают глубинные течения?

3. Чем различаются теплые и холодные течения?

4. Составьте по тексту параграфа рассказ о течении Западных Ветров и течении Гольфстрим. Обозначьте все перечисленные в параграфе течения на контурной карте.

5*. Известный путешественник Тур Хейердал совершил плавание на лодке из порта Сафи (32° с. ш. и 9° з. д.) к о. Барбадос (13° с. ш. и 59° з. д.). Проследите его маршрут по карте океанов. Что перемещало лодку путешественника?

6. Какое значение имеют океанические течения?

§ 28. Изучение Мирового океана

1. Почему необходимо изучать океан?

2*. В тексте параграфа выделите этапы изучения Мирового океана.

Воды суши

§ 29. Подземные воды

1. Почему за сутки вода просачивается через слой песка на 10 м в глубину, а через слой глины — только на 1 мм?

2. Какие воды называются грунтовыми? Чем грунтовые воды отличаются от межпластовых?

3. Какую воду лучше использовать для питья — грунтовую или межпластовую? Почему?

4*. На плане местности в атласе найдите источник (родник). Почему он образовался именно здесь?

5. Расскажите об изменениях уровня грунтовых вод по сезонам и объясните причину этих изменений.

§ 30. Реки

1. Опишите географическое положение Волги. Амазонки и Нила, пользуясь таблицей 5.

2. Что такое: речная система, бассейн реки, водораздел?

3. Что такое: пойма, половодье, паводок, смешанное питание?

4. Назовите два правых притока: а) Енисея; б) Амура.

5*. Почему исток реки не может находиться в Мировом океане?

6. На контурной карте подпишите реки, указанные в тексте параграфа. Красным карандашом обведите границы бассейнов этих рек.

7. Назовите источники питания рек. Какое питание имеет большая часть рек России?

8. Опишите реку, ближайшую к вашему населенному пункту, по плану: 1) где находятся исток и устье; 2) к бассейну какой реки (озера, моря) относится; 3) горная или равнинная, 4) источники литания и режим; 5) как используется человеком и как им изменена; 6) какие меры по охране применяются и какие нужно применять.

§ 31. Озера

1. Расскажите о путях образования озерных котловин.

2. Чем сточное озеро отличается от бессточного?

3. Почему некоторые озера пресные, а некоторые — соленые?

4*. Назовите признаки, общие для всех озер.

5. Разработайте план описания географического положения озер. Пользуясь этим планом, опишите географическое положение Каспийского озера, озера Байкал и озера Верхнее.

6. Подпишите озера, указанные в тексте параграфа, на контурной карте.

§ 32. Ледники

1. Чем лед в леднике отличается от обычного льда?

2. Есть ли в вашей местности ледники? Почему?

3*. Какой должна быть высота горы, чтобы на ее вершине образовался ледник, если самая высокая температура воздуха у ее подножия +10 °С?

4. Чем горные ледники отличаются от покровных?

5. Как изображают ледники на карте?

6. Как вода ледников участвует в Мировом круговороте воды?

§ 33. Искусственные водоемы

1. Чем канал отличается от реки, а водохранилище от озера?

2. Можно ли доплыть по рекам от Москвы до Ростова-на-Дону? По каким рекам и каналам надо плыть?

3*. Происхождение каких озер похоже на происхождение водохранилищ?

4. Каково значение каналов и водохранилищ?

§ 34. Загрязнение гидросферы

1. Как человечество расходует запасы пресной воды?

2. Назовите вещества — основные загрязнители гидросферы.

3. Перечислите меры по охране гидросферы от загрязнения.

4. Чистая ли вода в водоемах вашей местности? Как они охраняются от загрязнения? Что можно сделать для улучшения их охраны?

Атмосфера

§ 35. Атмосфера: строение, значение, изучение

1. Охарактеризуйте атмосферу по плану к заданию 2 на с. 67.

2. Сравните слои атмосферы Земли по толщине, плотности, составу, изменению температуры в их пределах.

3*. Предложите меры, направленные на уменьшение загрязнения атмосферы.

4. Расскажите о способах изучения атмосферы.

5*. Определите примерную высоту горы, если у ее подножия температура воздуха составила +16 °С, а на вершине — -8 °С

§ 36. Температура воздуха

1. Почему летней ночью воздух над морем теплее, чем вдали от моря?

2. Как обычно меняется температура воздуха при изменении высоты Солнца в течение дня?

3. Постройте график суточного хода температуры воздуха по таким данным: в 1 ч - -4 °С, в 7 ч - -1 °С, в 13 ч - +3 °С, в 19 ч - +1 °С. По вертикальной оси откладывайте температуру воздуха (1 см - 1 °О, по горизонтальной — время суток (1,5 см - один срок наблюдений).

4. По данным из задания 3 определите суточную амплитуду температуры воздуха и среднюю суточную температуру.

5*. По данным собственных наблюдений постройте график температуры за неделю и определите среднюю температуру и амплитуду температуры воздуха за этот срок.

§ 37. Годовой ход температуры

1*. По своим наблюдениям вычислите среднюю месячную температуру воздуха за один из месяцев.

2*. По наблюдениям за один месяц постройте график изменения температуры.

3. Пользуясь данными таблицы 6 учебника, подсчитайте среднюю годовую температуру воздуха вашего населенного пункта. Определите годовую амплитуду температуры.

4. Постройте график «Годовой ход температуры воздуха» по данным таблицы 7. По графику определите, чему примерно равна средняя температура ноября.

5. Перечертите в тетрадь таблицу 8 и заполните ее. Найдите указанные города на политической карте полушарий и сделайте вывод: почему в одном из них средняя годовая температура выше, чем в другом.

§ 38. Атмосферное давление

1. Вычислите давление, оказываемое атмосферой на вашу ладонь. (Площадь ладони равна примерно 60 кв.см.)

2. Как изменяется атмосферное давление с наступлением; а) холодной погоды; б) теплой погоды? Объясните причины изменения атмосферного давления с изменением температуры.

3. На какой высоте над уровнем моря нормальным можно считать атмосферное давление, равное: а) 670 мм; б) 790 мм?

4. Определите атмосферное давление на вершине горы, если давление у ее подножия равно 740 мм, а высота горы 3150 м.

5*. Определите нормальное атмосферное давление для своей местности.

§ 39. Ветер

1. Что такое ветер? Назовите причину образования ветра.

2. Почему, когда знойным летним днем вы приближаетесь к лесу, из него веет прохладой?

3. Какие ветры вы знаете? Как они дуют?

4. Определите, в каком направлении будет дуть ветер и в каком случае он будет сильнее: а) 741 мм А - Б 750 мм; б) 763 мм А - Б 758 мм; в) 754 мм А - Б 752 мм; г) 755 мм А - Б 762 мм.

5*. Постройте розу ветров за месяц по данным своих наблюдений.

§ 40. Водяной пар в атмосфере. Облака

1. Назовите причины, от которых зависит количество водяного пара в воздухе.

2. Что является главной причиной выделения воды из насыщенного водяным паром воздуха?

3*. Сколько водяного пара содержит 1 куб. м воздуха при температуре +10 °С, если его относительная влажность: а) 100%; 6) 50%; в) 10%?

4. Почему кучевые облака образуются преимущественно в теплое время года?

5. Расскажите, как происходит образование слоистых облаков.

6*. Какие виды облаков преобладают в вашей местности зимой? Какие летом?

§ 41. Атмосферные осадки

1*. Составьте в тетради схему «Виды атмосферных осадков».

2. Как определяется количество осадков за сутки, месяц, год?

3*. По своим наблюдениям установите, при ветрах каких направлений чаще всего выпадают осадки в вашей местности.

4*. По данным, полученным от учителя, постройте в тетради диаграмму среднегодового количества осадков по многолетним наблюдениям в вашей местности.

§ 42. Погода

1. Что такое погода? Почему она часто меняется?

2*. Как изменяется погода в вашей местности зимой и летом, если дуют ветры: а) восточные; б) западные; в) северные; г) южные?

3*. Пользуясь своим дневником наблюдений за погодой, определите тип погоды для каждого дня наблюдений. Сделайте вывод о том, какой тип погоды преобладал за срок наблюдений. Сравните ваши результаты со средними многолетними данными для вашей местности.

4*. Запишите в тетради погоду сегодняшнего дня с помощью условных знаков.

5*. Соберите как можно больше народных примет, с помощью которых можно предсказывать погоду.

§ 43. Климат

1. Что такое климат?

2*. Охарактеризуйте климат своей местности по плану: а) средняя многолетняя температура января и июля; средняя годовая амплитуда температуры; самая высокая и самая низкая температура за все время наблюдений, б) среднее годовое количество осадков и режим их выпадения; в) преобладающие ветры; г) продолжительность времен года; д) типы погоды зимой и летом. Сравните климат своей местности с климатом Москвы.

3*. Где на нашей планете между погодой и климатом нет различий? Почему?

4. Приведите примеры того, что климат оказывает большое влияние на пищу, одежду, жилище и образ жизни людей.

§ 44. Распределение солнечного света и тепла на Земле

1. Расскажите, как освещается и нагревается солнцем 22 декабря: а) Южное полушарие; б) Северное полушарие.

2. На контурной карте полушарий красным цветом выделите тропики, а синим — полярные круги. Закрасьте пояса освещенности: тропический — красным, умеренные — желтым, полярные — зеленым. В каком поясе освещенности находится ваша местность?

3. Перечертите в тетрадь таблицу 9 и заполните ее.

§ 45. Причины, влияющие на климат

1. Чем морской климат отличается от континентального?

2*. Какой океан не влияет на климат России? Почему?

3. Опишите климат своей местности по плану: а) пояс освещенности; 6) влияние морей и океанов; в) влияние рельефа (на какой высоте над уровнем моря находится местность; какие формы рельефа находятся к северу, югу, западу и востоку и какое влияние они оказывают на климат местности); г) тип климата.

4*. Как изменился бы климат вашей местности, если бы ее высота над уровнем моря резко увеличилась?

Биосфера

§ 46. Разнообразие и распространение организмов на Земле

1. Какие царства живых организмов существуют на Земле? Приведите примеры организмов, относящихся к этим царствам.

2. Назовите область максимального распространения организмов на Земле.

3. Что такое широтная зональность? Какова главная причина ее возникновения?

4*. По карте природных зон на рис. 93 учебника перечислите природные зоны Африки (с севера на юг). Почему природные зоны на севере и на юге этого материка одинаковые?

5. Что такое высотная поясность? Какова главная причина ее возникновения?

§ 47. Природные зоны Земли

1. Перечислите природные зоны тропического, умеренного и полярного поясов освещенности.

2*. Нарисуйте влажный экваториальный лес, саванну, пустыню, тундру.

3*. В чем сходство и различие между: а) влажным экваториальным лесом и смешанным лесом; б) степью и тундрой; в) пустыней тропического пояса и арктической пустыней?

4. В какой природной зоне расположен ваш населенный пункт?

§ 48. Организмы в Мировом океане

1. Почему условия существования организмов в океане благоприятнее, чем на суше?

2. К какой из трех групп организмов, населяющих Мировой океан, относятся: а) устрица; б) треска; в) акула; г) креветка?

3*. Почему самые богатые жизнью области Мирового океана расположены у берегов материков?

4. Расскажите об обитателях дна океана.

§ 49. Воздействие организмов на земные оболочки

1. Расскажите о воздействии организмов на атмосферу, гидросферу, земную кору.

2. Что такое почва? Из чего она состоит?

3. От чего зависит плодородие почвы? Какие почвы являются наиболее плодородными?

4*. Какие почвы распространены в вашей местности? Какие меры по повышению их плодородия предпринимаются?

Взаимосвязи компонентов природы

§ 50. Природный комплекс

1. Что такое природный комплекс?

2*. Приведите свой пример того, как в результате изменения одного компонента меняется весь природный комплекс.

3. Какие оболочки Земли образуют географическую оболочку?

4*. Докажите, что Мировой круговорот воды связывает компоненты географической оболочки.

5. Что такое биосфера? Кто разработал учение о биосфере?

Население Земли

§ 51. Человечество — единый биологический вид

1. Перечислите основные человеческие расы и назовите признаки, по которым они различаются.

2. Назовите районы распространения основных рас и обозначьте их на контурной карте полушарий.

3*. Приведите как можно больше доказательств того, что человечество у единый биологический вид.

§ 52. Численность населения Земли

1. Чему равна численность населения Земли в настоящее время?

2. Назовите самые многонаселенные страны мира.

3. Какие причины оказывают влияние на численность населения?

4. Расскажите об изменении численности населения Земли от начала нашей эры до XXI в.

5*. Чему равна численность населения вашего населенного пункта? Растет она или уменьшается? Какие условия влияют на численность населения вашей местности?

§ 53. Основные типы населенных пунктов

1. Назовите основные типы населенных пунктов. Где работает большая часть их жителей?

2*. Составьте характеристику своего населенного пункта по плану: а) название и тип; б) год возникновения; в) географическое положение; г) численность населения; д) основные места работы населения.

§ 54. Человек — часть биосферы

1. Что такое ноосфера?

2*. Разработайте свои правила разумного поведения человека в природе.

Влияние природы на жизнь и здоровье человека

§ 55. Стихийные природные явления

1. Что является основной причиной вредного влияния природы на человека? Приведите примеры.

2. Расскажите, как надо себя вести в случае: а) землетрясения; б) наводнения; в) возникновения смерча или урагана.

3. Какие еще природные явления, влияющие на жизнь и здоровье человека, вы знаете? Расскажите о них.

4*. Сталкивались ли вы или ваши родные и знакомые со стихийными природными явлениями? Запишите их рассказ о том, как проходило стихийное явление. Как было организовано спасение людей? Какие действия предпринимали люди для своего спасения и спасения своих родных и близких?

5*. Знаете ли вы правила поведения во время пожара? Познакомьтесь с правилами эвакуации при пожаре, которые есть в вашем кабинете. Запишите в тетрадь, как вы должны действовать во время пожара.

Приложения

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. Вы можете пользоваться материалами, представленными на нашем сайте, исключительно в некоммерческих (личных) целях, иное использование возможно только с писменного разрешения администрации сайта контакты